Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)Амур (Эрос, Эрот, Купидон)
Купидон (Шоде Антуан Дени)
Материал из Википедии
Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως , также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.
Происхождение
Лоренцо Лотто - Купидон
Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
* Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
* По Алкею, сын Зефира и Ириды.
* По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
* По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
* По Акусилаю, сын Эреба и Никты.
* По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
* По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
* По Пармениду, создание Афродиты.
* По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
* По Павсанию, сын Илифии.
* У Платона — сын Пороса и Пении.
* Сын Хаоса.
* По некоей версии, сын Геи.
* Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.Диана, разоружающая Купидона
(Помпео Батони, Metropolitan Museum)Согласно речи Котты, их было три:
* Сын Гермеса и первой Артемиды.
* Сын Гермеса и второй Афродиты.
* Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.Согласно Нонну, родился у города Берои.
Основные мифы
Любви покоряется все (Амур)
Караваджо,1602 (Amor Vincit Omnia)Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.Юная девушка, защищающая себя от Эроса
(Адольф Вильям Бугро, 1880)Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.
Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)
на золотых весах судьбыВзаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.
В искусстве
Амур в образе ребёнка
(раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.Эрот (Купидон, Амур)
Эрос (Musei Capitolini)
Этот бог любви («Эрос» — любовь) обычно изображается резвым, шаловливым мальчуганом, вооруженным луком и стрелами. Раны, причиняемые им, не смертельны, но могут быть болезненными, мучительными, хотя нередко вызывают сладостное чувство или блаженство утоленной страсти.
Венера, Купидон и Сатир (Bronzino)
Эрота древние греки считали богом не рожденным, а извечным в одном ряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Он олицетворял могущественную силу, влекущую одно живое существо к другому, дарующую наслаждение, без которого не могут существовать и совокупляться, порождая все новые особи, ни боги, ни люди, ни животные. Эрот — это великая сила притяжения двух полов, сила всемирного тяготения любви.
Но существовал и другой вариант его происхождения, более поздний. Согласно этой версии, Эрот — сын Афродиты и Гермеса или Ареса, а то и самого Зевса. Были и другие предположения о родителях Эрота. Поэты при этом сходились в одном: бог любви всегда остается ребенком и посылает свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.
Гесиод писал:
И, между всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Философы не ограничивали область владычества Эрота богами, людьми и животными. Древнегреческий мыслитель Эмпе-докл полагал, что в природе поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, побеждая Вражду. Тем самым Эрот становится олицетворением космических сил единения, устремленности к слиянию. Благодаря ему не прерывается ткань жизни и сохраняется единство мироздания.
Однако в античных текстах Эрот нередко выступает как сила, пробуждающая примитивную «животную» страсть. По словам Платона, Эрот «всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом, у дверей, на улице...» Впрочем, далее следует оговорка: оказывается, Эрот тянется к прекрасному и совершенному, храбр и силен; он мудрец и невежа, богач и бедняк.
По свидетельству Диогена Лаэртского, стоики утверждали: «Вожделение — это неразумное стремление... Любовь — это вожделение, не подобающее достойным людям, ведь это намерение сблизиться с кем-то из-за бросающейся в глаза красоты». А Эпикур отчетливо разделил: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении... но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами... рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора... и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение».Амур и Психея
В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» — душа) обрести Любовь. «С помощью Зефира, — пишет А.Ф. Лосев, пересказывая легенду, — Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею».
Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда.
Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:
О, почему мне постель такою кажется жесткой,
И покрывало мое плохо лежит на софе?
И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
В пленной душе понесу груз непривычных оков
Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
Будут упорно толпой все за тобою ходить.
Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...Амура (Купидона, Эрота) воспевали поэты во все времена; о нем рассуждали философы. Оказалось, что у этого божества не одно и не два, а множество обличий, хотя высокий Эрос, как всякая вершина, доступен далеко не каждому: надо быть достойным его.
Серия сообщений "Амур и Психея ":
Часть 1 - Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)
Оригинал записи и комментарии на
Чаще всего Купидона представляют в виде милого светловолосого мальчика с крылышками, чудесного кудрявого ангелочка. Этот озорной мальчуган летает между людьми и высматривает тех, кого пора поразить стрелами любви. В скульптуре и живописи любимым персонажем и ярким примером, который олицетворяет самые светлые человеческие чувства, был именно Амур. Купидон изображался с улыбкой на лице, в белых и золотых цветах, а в руках у него было «орудие любви» - лук и стрелы.
Купидон - сын, по крайней мере, трех мифологий : римской, греческой (Эрос), латинской. Объединяет эти три мифологии тема любви. Большая часть легенд о Купидоне связана с римской мифологией, где он сын Венеры - богини любви, которая властвуя, отправляла его на задания по соединению сердец. Суть заданий была в том, что стрела, выпущенная Купидоном в любого человека, влюбляла его в первого встречного.
Особенно интересна легенда о любви самого Купидона и его жены Психеи . Он был сыном Богини, она обычной мирянкой, с чем не могла смириться
( Свернуть )Венера, а божественная красота Психеи усугубляла неприязнь богини.
Психея и Купидон в своей замужней жизни никогда не виделись, ведь обычным людям не дано видеть богов. Купидон просил не пытаться узнать его имя или разглядеть его лицо, ибо в этом случае ему придется навсегда покинуть ее. Но интерес и уговоры сестер были сильнее запрета для Психеи .
Однажды ночью Психея зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле, искать своего возлюбленного. Психея была вынуждена преклониться перед Венерой, которая, чтобы погубить девушку, приготовила ей 4 невыполнимых задания.
1. Венера показала Психее семена разных растений, смешанные в одну огромную кучу, и велела ей рассортировать их до наступления ночи. Выполнить это задание Психее помогли муравьи.
2. Следующим заданием было достать золотое руно с диких и свирепых баранов. Тростник у реки, за которой находилось поле, где паслись золоторунные бараны, подсказал девушке дождаться ночи, и незамеченной собрать шерсть с кустов ежевики и сучьев деревьев в рощице, где паслись бараны.
3. Затем Венера дала Психее хрустальный кувшин и велела наполнить его водой из реки, стекавшей с высокой горы, исчезавшей в недрах земли, и вновь поднимающейся к горным вершинам. Это был бесконечный круговорот, в котором водяной поток, вернувшийся к своему источнику, тут же скатывался вниз, достигая преисподней. Это задание выполнил за девушку орел.
4. Последним заданием было принести из подземного царства ящик с чудесными притираниями. Но Психея не знала, что в шкатулке, добытой с огромным трудом, был заключен дух Сна, который уложил ее спать прямо на дороге.
Купидон, пролетая мимо, увидел на лице Психеи следы страданий, вспомнил свою любовь к ней и все ее мучения, и, загнав духа Сна обратно в шкатулку, разбудил Психею нежным поцелуем. Он простил ее, а все римские Боги, видя силу любви приняли Психею в богини.
Сына Психеи и Купидона назвали Наслаждением.
Замечательного Купидона, картину песком, которая входит в тематическую коробку "День всех влюбленных", ребенок сможет подарить другу или бабушке, если она умеет жарить вкусные пирожки:)
В коробке "День святого Валентина" есть все для счастливого времяпрепровождения с детьми любого возраста - от 2-х до 99 лет:)
1. Набор для проведения тематического чаепития. 2. Игра-фонарик "Голубиная почта". 3. Сенсорная сказка о любви с книгой. 4. Аппликация "Купидон" 5. Набор "ЧИСТАЯ любовь" 6. Набор для изготовления сердечных открыток. 7. Набор для создания магнитов, символизирующих любовь и верность.
Всё, что вы найдете в коробке, будет радовать вас и ваше чадо не один день.
Бонус!
Первые 10 покупателей получат дополнительный сюрприз для сенсорной сказки. :)
А всем, кто дочитал до конца, предлагаю пройти по ссылке и скачать комплект бесплатных принт-заданий на тему "День Святого Валентина".
Эрот Победитель, Караваджо, 1603 год
Эрот или Эрос (Έρως), в греческом мифотворчестве бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Гесиод, Теогония, 116-122). Согласно изложения мифографа пятого столетия до нашей эры Акусилая, Эрот, Эфир и Метида были детьми Никты и Эреба, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон ("перворождённый"), Фанет ("явленный"), Фаэтон ("сияющий"). Отцом Эрота называли также Урана, Хроноса, Орфея и других богов и героев античного мира. Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном Зевса (Еврипид, Ипполит, 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, Фрагменты, 80), в позднейших преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты "златокрылого" бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эроту эллинистической поэзии (Симонид Кеосский, Фрагменты, 24; Аристофан, Какалос, 1738; Сафо, Фрагменты, 50).
Он стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время – с цветком и лирой, позднее – со стрелами любви или пылающим факелом.
Диана и Купидон, Помпео Батони, 1761 год
Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы – Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и – шедевр греческой скульптуры – для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа. Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества – Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где его статуи ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла (Павсаний, IX 27, 1-3).
Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей.
Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи (Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки. Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в его сочинении "Метаморфозы". Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к странствиям, стойкость и отвагу. В италийской мифологии Эроту соответствуют римские боги Амур и Купидон.
Бог Эрос олицетворяет- похотливое влечение,а Амур-нежные романтические отношения?? и получил лучший ответ
Ответ от Анатолий розет[гуру]
ЭРОС.
Блаженны небожители доколе
Они земных страстей отлучены,
Но лишь Эрот стрелою их уколет -
Как смертные страдать принуждены!
Вяземский
Эрос сын Афродиты и Ареса. Эрос (или, если привычнее, Эрот) - бог неудержимой любовной страсти. Позже стал богом романтической влюбленности и из негодного злобного шкоды с луком, которого боялись все другие боги, коих он мог легко и просто лишить разума одной стрелой, превратился в пухлявого младенца. Но это случилось гораздо позднее.
...В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» - душа) обрести Любовь.
Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур.. .
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Публий Овидий Назон
Низменный Эрот доступен всякому здоровому организму (и не обязательно только человеку). Возвышенный - осеняет избранных, как вдохновение, экстаз.
Однако за последние десятилетия с торжеством технической цивилизации многоликий Эрот уступает место примитивному чувству, удовлетворяющему только половое влечение. Стало популярным выражение «заниматься любовью» , а не любить. Приходится говорить о триумфе не Амура, а низменного Эрота, соединенного не с Психеей, а с удовлетворением физиологической потребности. Так современное общество потребления расправляется с древнейшим божеством, одухотворяющим жизнь природы.
Источник: В переводе с латинского "Купидон" - "вожделение".
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Бог Эрос олицетворяет- похотливое влечение,а Амур-нежные романтические отношения??
Ответ от NO
[гуру]
Да.
Ответ от Ёhallenger
[гуру]
Эрот бог любви и полового влечения. Традиционно (имееется ввиду Эллинистический и Римский период) его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. Он часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у Аполлония Родосского Эрот и вовсе помыкает Афродитой) . И в общем, каждый человек, вероятно, сможет более ясно представить себе Эрота, если вспомнит свое чадо (или вообще знакомого ребенка) .
Позднее Эрот предстает уже как юноша, внешне очень похожий на херувима с той лишь разницей, что Эрот по-прежнему вооружен золотым луком и стрелами, способными как разжечь, так и погубить любовь в сердцах смертных и небожителей.
Эпитеты и имена: Эрот/Эрос ("Любовь"), Купидон (римск. , "Вожделение"), Амур (римск, "Любовь").
Атрибуты: золотые лук и стрелы, существуют изображения Эрота с факелом. Любимое растение - роза. Существует миф, объясняющий наличие шипов на стебле растения: как-то раз Эрот сорвал цветок, но в бутоне его скрылась пчела. Испугавшись, насекомое ужалило Эрота, и бог, расплакавшись, улетел к матери. Чтобы утешить сына, Афродита отняла жала у пчел и учеялал ими стебли роз.
Почитание. В Беотии почитали необработанную глыбу мрамора, которую считали воплощением Эрота и величайшей святыней. В существовавшем здесь храме Эрота раз в пять лет справлялись праздники в его честь - эротидии. Спартанцы перед битвами приносили жертвы Эроту.
Психе́я или Психе (др. -греч. Ψυχή, «душа» , «дыхание») - в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. В мифах то её преследовал Эрот (Амур) , то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь . Хотя представления о душе встречаются начиная с Гомера, но миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в его романе «Метаморфозы, или Золотой осёл» .
Амур (Эрос, Эрот, Купидон)
Купидон (Шоде Антуан Дени)
Материал из Википедии
Эрот
(Эрос, др.-греч. Ἔρως
, также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.
Происхождение
Лоренцо Лотто - Купидон
Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
* Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
* По Алкею, сын Зефира и Ириды.
* По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
* По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
* По Акусилаю, сын Эреба и Никты.
* По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
* По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
* По Пармениду, создание Афродиты.
* По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
* По Павсанию, сын Илифии.
* У Платона — сын Пороса и Пении.
* Сын Хаоса.
* По некоей версии, сын Геи.
* Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.
Диана, разоружающая Купидона
(Помпео Батони, Metropolitan Museum)
Согласно речи Котты, их было три:
* Сын Гермеса и первой Артемиды.
* Сын Гермеса и второй Афродиты.
* Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
Согласно Нонну, родился у города Берои.
Основные мифы
Любви покоряется все (Амур)
Караваджо,1602 (Amor Vincit Omnia)
Эрот
— мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.
Юная девушка, защищающая себя от Эроса
(Адольф Вильям Бугро, 1880)
Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.
Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)
на золотых весах судьбы
Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.
В искусстве
Амур в образе ребёнка
(раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)
Эрот
служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.
Эрот (Купидон, Амур)
Эрос (Musei Capitolini)
Этот бог любви («Эрос» — любовь) обычно изображается резвым, шаловливым мальчуганом, вооруженным луком и стрелами. Раны, причиняемые им, не смертельны, но могут быть болезненными, мучительными, хотя нередко вызывают сладостное чувство или блаженство утоленной страсти.
Венера, Купидон и Сатир (Bronzino)
Эрота древние греки считали богом не рожденным, а извечным в одном ряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Он олицетворял могущественную силу, влекущую одно живое существо к другому, дарующую наслаждение, без которого не могут существовать и совокупляться, порождая все новые особи, ни боги, ни люди, ни животные. Эрот — это великая сила притяжения двух полов, сила всемирного тяготения любви.
Но существовал и другой вариант его происхождения, более поздний. Согласно этой версии, Эрот — сын Афродиты и Гермеса или Ареса, а то и самого Зевса. Были и другие предположения о родителях Эрота. Поэты при этом сходились в одном: бог любви всегда остается ребенком и посылает свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.
Гесиод писал:
И, между всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Философы не ограничивали область владычества Эрота богами, людьми и животными. Древнегреческий мыслитель Эмпе-докл полагал, что в природе поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, побеждая Вражду. Тем самым Эрот становится олицетворением космических сил единения, устремленности к слиянию. Благодаря ему не прерывается ткань жизни и сохраняется единство мироздания.
Однако в античных текстах Эрот нередко выступает как сила, пробуждающая примитивную «животную» страсть. По словам Платона, Эрот «всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом, у дверей, на улице...» Впрочем, далее следует оговорка: оказывается, Эрот тянется к прекрасному и совершенному, храбр и силен; он мудрец и невежа, богач и бедняк.
По свидетельству Диогена Лаэртского, стоики утверждали: «Вожделение — это неразумное стремление... Любовь — это вожделение, не подобающее достойным людям, ведь это намерение сблизиться с кем-то из-за бросающейся в глаза красоты». А Эпикур отчетливо разделил: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении... но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами... рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора... и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение».
Амур и Психея
В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» — душа) обрести Любовь. «С помощью Зефира, — пишет А.Ф. Лосев, пересказывая легенду, — Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею».
Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда.
Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:
О, почему мне постель такою кажется жесткой,
И покрывало мое плохо лежит на софе?
И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
В пленной душе понесу груз непривычных оков
Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
Будут упорно толпой все за тобою ходить.
Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...
Амура (Купидона, Эрота) воспевали поэты во все времена; о нем рассуждали философы. Оказалось, что у этого божества не одно и не два, а множество обличий, хотя высокий Эрос, как всякая вершина, доступен далеко не каждому: надо быть достойным его.
Серия сообщений " ":
Часть 1 - Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)