Экономическое развитие африки в 19 веке. Южная Африка во второй половине XIX – начале XX века

Африка. Континент в эпоху перемен

Презентацию подготовила

Учитель истории донецкой гимназии № 6

Зубкова ю.б.


  • Второй по своей величине континент в мире, ставший родиной всего человечества.
  • Здесь находится единственное уцелевшее чудо света – пирамида Хеопса.
  • Здесь говорят на более чем двух тысячах языков.
  • Здесь живут самые высокие и самые маленькие люди.

Это все об Африке – континенте, который в XIX веке был разделён между крупнейшими мировыми государствами.



  • Так исторически сложилось, что Африка разделилась на две части, которые между собой отличались как социально-экономическим развитием, так и политическим устройством.
  • Северная часть имела тесные связи со странами Средиземноморья. Здесь к XIX веку складывались государства.
  • Южную часть населяли различные народности, многие из которых жили ещё в первобытнообщинном строе. А если здесь появлялись государства, то в них никто не имел права владеть землёй. Считалось, что она не может никому принадлежать.

  • Одним из народов центральной Африки были пигмѐи – самые маленькие люди на Земле. Рост взрослого мужчины достигал максимум ста тридцати сантиметров.
  • В южной части Африки проживала народность ба̀нту, которая включала в себя более четырёхсот этносов. Все они имели чёрный цвет кожи.
  • На самом юге жили готтенто̀ты и бушмѐны. Это коренные племена, характерным признаком которых был желтовато-бурый цвет кожи.

  • На острове Мадагаскар живут мальга̀ши, или малагасѝйцы. Они отличаются необычной и очень красиво внешностью. Когда-то остров заселили выходцы из Индонезии. Поэтому у мальгашей узкий разрез глаз. Многие называют их самыми красивыми жителями планеты.
  • В основном жители Африки занимались охотой, собирательством, земледелием и рыболовством.

  • К XIX веку в Египте, Эфиопии, Тунисе, Марокко, Судане и на Мадагаскаре уже существовали государства.
  • Самыми древними государствами Африки были Аша̀нти, находившееся на территории современной Га̀ны, и Империя Малѝ, к югу от Сахары.

  • У многих африканских народов существовал культ вождя. Это свидетельство того, что общество уже было разделено на сословия, у каждого из которых были свои чёткие обязанности.
  • Для правителей существовало множество запретов – в поведении, еде, образе жизни. Племена наделяли их сверхъестественными способностями, важнейшее из которых – умение вызывать дождь. Для засушливой Африки это было очень важно. При этом вождём или королём мог быть только молодой и физически здоровый человек. Поэтому, чтобы не накликать беды, в некоторых племенах стареющих вождей убивали.


  • В XV веке началось активное освоение западноафриканских земель европейцами. Однако они не продвигались вглубь континента. На побережьях велась торговля золотом и рабами.
  • В 1652 году Ян ван Рѝбек основал город Ка̀пстад, который должен был стать базой для кораблей Голландской Ост-Индской компании.


  • В XVII веке на этой территории стал появляться новый народ – африка̀неры. Это потомки колонизаторов из Голландии, а позднее Германии и Франции. Среди них выделились бу̀ры – белые фермеры. Африканеры были протестантами и говорили на языке африка̀анс, сложившимся на основе голландских диалектов.
  • В современном мире представители этого народа живут в ЮАР и считают её своей этнической родиной. Известной представительницей африканеров является актриса Шарлиз Терон.


  • Почти все аф­ри­кан­ские тер­ри­то­рии к концу XIX века ока­за­лись раз­де­ле­ны между ев­ро­пей­ски­ми дер­жа­ва­ми.
  • На­столь­ко ве­ли­ка была ак­тив­ность ев­ро­пей­ских стран по при­со­еди­не­нию новых тер­ри­то­рий, что эта эпоха по­лу­чи­ла на­зва­ние «гонки за Аф­ри­ку» или «драки за Аф­ри­ку».

  • Пор­ту­галь­цы, вла­дев­шие тер­ри­то­ри­ей со­вре­мен­ной Ан­го­лы и Мо­зам­би­ка, рас­счи­ты­ва­ли на за­хват про­ме­жу­точ­ной тер­ри­то­рии, Зим­баб­ве, Зам­бии и Ма­ла­ви, и, таким об­ра­зом, на со­зда­ние сети своих ко­ло­ний на аф­ри­кан­ском кон­ти­нен­те. Но ре­а­ли­зо­вать этот про­ект было невоз­мож­но, по­сколь­ку у ан­гли­чан на эти тер­ри­то­рии были свои планы. Пре­мьер Кап­ской ко­ло­нии с цен­тром в Кейп­та­уне, Се­силь Джон Родс, счи­тал, что Ве­ли­ко­бри­та­ния долж­на со­здать це­поч­ку своих соб­ствен­ных ко­ло­ний. Она долж­на на­чи­нать­ся в Егип­те (в Каире) и за­кан­чи­вать­ся в Кейп­та­уне.
  • Таким об­ра­зом, ан­гли­чане рас­счи­ты­ва­ли по­стро­ить свою ко­ло­ни­аль­ную по­ло­су и про­тя­нуть по этой по­ло­се же­лез­ную до­ро­гу от Каира до Кейп­та­у­на. После Пер­вой ми­ро­вой войны це­поч­ку ан­гли­ча­нам по­стро­ить уда­лось, а же­лез­ная до­ро­га ока­за­лась недо­стро­ен­ной. Не су­ще­ству­ет ее и по сей день.
  • В 1884–1885 годах ев­ро­пей­ские дер­жа­вы устро­и­ли в Бер­лине кон­фе­рен­цию , на ко­то­рой при­ни­ма­ли ре­ше­ние по во­про­су о том, какой стране при­над­ле­жит та или иная сфера вли­я­ния на тер­ри­то­рии Аф­ри­ки. В ре­зуль­та­те почти вся тер­ри­то­рия кон­ти­нен­та ока­за­лась между ними по­де­ле­на.
  • В итоге, к концу XIX – на­ча­лу XX века ев­ро­пей­цы осво­и­ли всю тер­ри­то­рию кон­ти­нен­та. Оста­ва­лось толь­ко 2 по­лу­не­за­ви­си­мых го­су­дар­ства: Эфи­о­пия и Ли­бе­рия . Свя­за­но это с тем, что Эфи­о­пию было труд­но ко­ло­ни­зо­вать, ведь одной из своих глав­ных задач ко­ло­ни­за­то­ры ста­ви­ли рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства, а Эфи­о­пия еще со вре­мен ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья яв­ля­лась хри­сти­ан­ским го­су­дар­ством.
  • Ли­бе­рия , по сути, была тер­ри­то­рий, со­здан­ной США. Имен­но на этой тер­ри­то­рии на­хо­ди­лись быв­шие аме­ри­кан­ские рабы, вы­ве­зен­ные из США по ре­ше­нию пре­зи­ден­та Монро.
  • В ре­зуль­та­те ан­гли­чане, фран­цу­зы, немцы, ита­льян­цы и про­чие на­ро­ды на­ча­ли кон­флик­то­вать на тер­ри­то­рии Ан­глии. Немцы и ита­льян­цы, имев­шие немно­го ко­ло­ний, были недо­воль­ны ре­ше­ни­я­ми Бер­лин­ско­го кон­грес­са. Дру­гие стра­ны тоже хо­те­ли за­по­лу­чить в свои руки как можно боль­ше тер­ри­то­рий. В 1898 году между ан­гли­ча­на­ми и фран­цу­за­ми про­изо­шел фа­шод­ский ин­ци­дент. Майор фран­цуз­ской ар­ми­ей Мар­шан за­хва­тил опор­ный пункт в со­вре­мен­ном Южном Су­дане. Ан­гли­чане счи­та­ли эти земли сво­и­ми, а фран­цу­зы хо­те­ли рас­про­стра­нить там свое вли­я­ние. В ре­зуль­та­те про­изо­шел кон­фликт, в ходе ко­то­ро­го от­но­ше­ния между Ан­гли­ей и Фран­ци­ей силь­но ухуд­ши­лись.


Попытки противостоять европейской колонизации

  • Есте­ствен­но, что аф­ри­кан­цы со­про­тив­ля­лись ев­ро­пей­ским ко­ло­ни­за­то­рам, но силы были нерав­ны. Можно вы­де­лить толь­ко одну успеш­ную по­пыт­ку в XIX веке, когда Му­хам­мед ибн абд-Ал­лах, ко­то­рый на­зы­вал себя Махди , со­здал в 1881 году в Су­дане тео­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство. Это было го­су­дар­ство, ос­но­ван­ное на прин­ци­пах ис­ла­ма. В 1885 году ему уда­лось за­хва­тить Хар­тум (сто­ли­ца Су­да­на), и даже несмот­ря на то, что сам Махди про­жил недол­го, это го­су­дар­ство су­ще­ство­ва­ло до 1898 года и было одним из немно­гих ре­аль­но неза­ви­си­мых тер­ри­то­рий на аф­ри­кан­ском кон­ти­нен­те

Му­хам­мед ибн абд-Ал­лах (Махди)


  • Про­тив ев­ро­пей­ско­го вли­я­ния бо­рол­ся самый из­вест­ный из эфи­оп­ских пра­ви­те­лей этой эпохи Ме­не­лик II, пра­вив­ший с 1893 по 1913 год. Он объ­еди­нил стра­ну, про­вел ак­тив­ные за­во­е­ва­ния и успеш­но про­ти­во­сто­ял ита­льян­цам. Также он под­дер­жи­вал хо­ро­шие от­но­ше­ния с Рос­си­ей, несмот­ря на су­ще­ствен­ную уда­лен­ность этих двух стран.
  • Но все эти по­пыт­ки про­ти­во­сто­я­ния были лишь еди­нич­ны­ми и се­рьез­но­го ре­зуль­та­та дать не могли.

Ме­не­лик II


По мнению большинства ученых Африка – колыбель человечества. Останки древнейших гоминид, найденные в 1974 году в Хараре (), определяются возрастом до 3 млн. лет. Примерно к тому же времени относятся останки гоминид в Кооби-Фора (). Считают, что останки в Олдувайском ущелье (1,6 – 1,2 млн. лет) принадлежат тому виду гоминид, который в процессе эволюции привел к появлению человека разумного.

Становление древних людей происходило главным образом в зоне травяной . Затем они распространились практически по всему континенту. Первые найденные останки африканских неандертальцев (так называемого родезийского человека) датируются возрастом 60 тыс. лет (стоянки в , Ливии, Эфиопии).

Самые ранние останки человека современного вида (Кения, Эфиопия) датируются возрастом 35 тыс. лет. Окончательно человек современного вида вытеснил неандертальцев около 20 тыс. лет назад.

Около 10 тыс. лет назад высокоразвитое общество собирателей сложилось в долине Нила, где началось регулярное использование зерен дикорастущих злаков. Считают, что именно там к 7 тысячелетию до А.Д. сложилась древнейшая цивилизация Африки. Формирование и скотоводства в целом в Африке закончилось к середине 4 тысячелетия до А.Д. Но большинство современных сельскохозяйственных культур и домашних животных видимо пришли в Африку из Передней Азии.

Древняя история Африки

Во второй половине 4 тысячелетия до А.Д. усилилась социальная дифференциация в Северной и Северо-Восточной Африке и на основе территориальных образований – номов возникли два политических объединения – Верхний Египет и Нижний Египет. Борьба между ними завершилась к 3000 году до А.Д. возникновением единого (так называемый Древний Египет). В период правления 1 и 2 династии (30-28 века до А.Д.) складывалась единая для всей страны единая ирригационная система, закладывались основы государственности. В эпоху Древнего царства (3-4 династии, 28-23 века до А.Д.) произошло оформление централизованной деспотии во главе с фараоном – неограниченным хозяином всей страны. Экономической основой власти фараонов стало многоотраслевое (царское и храмовое).

Одновременно с подъемом хозяйственной жизни усиливалась местная знать, что привело вновь к распаду Египта на множество номов, к разрушению ирригационных систем. В продолжении 23-21 веков до А.Д. (7-11 династии) шла борьба за новое объединение Египта. Государственная власть особенно укрепилась при 12 династии в период Среднего Царства (21-18 века до А.Д.). Но вновь недовольство знати привело к распаду государства на множество независимых областей (14-17 династии, 18-16 века до А.Д.).

Ослаблением Египта воспользовались кочевые племена гиксосов. Около 1700 года до А.Д. они овладели Нижнем Египтом, а к середине 17 века до А.Д. уже правили всей страной. Тогда же началась освободительная борьба которую к 1580 году до А.Д. закончил Яхмос 1 который основал 18 династию. С этого начался период Нового Царства (правление 18-20 династий). Новое Царство (16-11 века до А.Д.) – время наивысшего роста экономики и культурного подъема страны. Усилилась централизация власти – управление на местах перешло от самостоятельных наследственных номархов в руки чиновников.

В последствие Египет испытывал нашествия ливийцев. В 945 году до А.Д. фараоном себя провозгласил ливийский военноначальник Шешонк (22 династия). В 525 году до А.Д. Египет был завоеван персами, в 332 году – Александром Македонским. В 323 году до А.Д. после смерти Александра Египет достался его военноначальнику Птолемею Лагу, который в 305 году до А.Д. объявил себя царем и Египет стал государством Птолемеев. Но бесконечные войны подорвали страну, и к 2 веку до А.Д. Египет был завоеван Римом. В 395 году уже нашей эры Египет стал частью Восточной Римской Империи, с 476 года – в составе Византийской Империи.

В 12-13 веках ряд попыток покорить предприняли и крестоносцы, что еще больше усугубило хозяйственное падение. В 12-15 веках постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало производство льна и других технических культур. Население очагов земледелия, включая долину , переориентировалось на производство зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скотоводство. Исключительно быстро шел процесс так называемой бедуинизации населения. На рубеже 11-12 веков большая часть Северной Африки, а к 14 веку и Верхний Египет превратились в полупустынные сухие . Исчезли почти все города и тысячи селений. За 11-15 века население Северной Африки уменьшилось по оценкам тунисских историков примерно на 60-65%.

Феодальный произвол и налоговый гнет, ухудшающаяся экологическая обстановка привели к тому, что исламские правители не могли одновременно сдерживать недовольство народа и противостоять внешней угрозе. Поэтому на рубеже 15-16 веков многие города и территории Северной Африки оказались захвачены испанцами, португальцами и орденом иоаннитов.

В этих условиях Османская Империя, выступавшая в роли защитников ислама, при поддержке местного населения свергла власть местных султанов (Мамлюков в Египте) и подняли антииспанские восстания. В результате к концу 16 века почти все территории Северной Африки стали провинциями Османской Империи. Изгнание завоевателей, прекращение феодальных войн и ограничение турками-османами кочевничества привели к возрождению городов, развитию ремесел и земледелия, появлению новых сельскохозяйственных культур (кукуруза, табак, цитрусовые).

О развитии Африки южнее Сахары в средние века известно гораздо меньше. Достаточно большую роль играли торгово-посреднические контакты с Северной , и Передней Азией, что требовало большого внимания к военно-организационным аспектам функционирования общества в ущерб развития производства и это естественно вело к дальнейшему отставанию Тропической Африки. Но с другой стороны, по мнению большинства ученых, Тропическая Африка не знала рабовладельческого строя, то есть от общинного строя переходила к классовому обществу в раннефеодальной форме. Главные центры развития Тропической Африки средневековья это: Центральный и Западный , побережье Гвинейского залива, бассейн , область Великих озер.

Новая история Африки

Как уже отмечалось к 17 веку страны Северной Африки (кроме Марокко) и Египет входили в состав Османской Империи. Это были феодальные общества с давними традициями городской жизни и высокоразвитым ремесленным производством. Своеобразием социальной и хозяйственной структуры Северной Африки являлось сосуществование земледелия и экстенсивного скотоводства, которым занимались кочевые племена, сохранившие традиции родоплеменных отношений.

Ослабление власти турецкого султана на рубеже 16-17 веков сопровождалось хозяйственным упадком. Население (в Египте) с 1600 по 1800 годы сократилось вдвое. Северная Африка вновь распалась на ряд феодальных государств. Эти государства признавали вассальную зависимость от Османской Империи, но имели самостоятельность во внутренних и внешних делах. Под флагом защиты ислама они вели военные действия против европейских флотов.

Но уже к началу 19 века европейские страны добились превосходства на море и с 1815 года эскадры Великобритании, Франции, и стали предпринимать военные действия у берегов Северной Африки. С 1830 года Франция начала колонизацию Алжира, часть территорий Северной Африки были захвачены .

Благодаря европейцам Северная Африка стала втягиваться в систему . Рос вывоз хлопка и зерна, открывались банки, строились железные дороги и телеграфные линии. В 1869 году был открыт Суэцкий канал.

Но такое проникновение иностранцев вызвало недовольство среди исламистов. И с 1860 года во всех мусульманских странах началась пропаганда идей джихада (священной войны), что приводило ко множественным восстаниям.

Тропическая Африка до конца 19 века служила источником поставки рабов на невольничьи рынки Америки. Причем местные прибрежные государства чаще всего играли роль посредников в работорговле. Феодальные отношения в 17-18 веках сложились именно в этих государствах (район Бенина), на отдельной территории была распространена большесемейная община, хотя формально и существовало множество княжеств (как почти современный пример – Бафут).

Французы с середины 19 века расширили владения по , португальцы удерживали прибрежные районы современных Анголы и Мозамбика.

Это достаточно сильно сказывались на местном хозяйстве: сократился ассортимент продуктов питания (европейцы ввезли из Америки и широко распространили кукурузу и маниок), пришли в упадок под влиянием европейской конкуренции многие ремесла.

С конца 19 века в борьбу за территорию Африки включились (с 1884 года), (с 1869 года), бельгийцы (с 1879 года), португальцы, .

К 1900 году в руках колониальных захватчиков оказалось 90% Африки. Колонии были превращены в аграрно-сырьевые придатки метрополий. Были заложены основы специализации производства на экспортных культурах (хлопок в Судане, арахис в Сенегале, какао и масличных пальм в Нигерии и т.д.).

Начало же колонизации Южной Африки было положено в 1652 году когда на мыс Доброй Надежды высадилось около 90 человек (голландцев и немцев) с целью создания перевалочной базы Ост-Индской компании. Так было положено начало созданию Капской колонии. Результатом создания этой колонии стало истребление местного населения и появление цветного населения (так как в течении первых десятилетий существования колонии смешанные браки разрешались).

В 1806 году Великобритания захватила Капскую колонию, что привело к притоку переселенцев из Британии, отмене в 1834 году рабства и введению английского языка. Буры (голландские колонисты) восприняли это отрицательно и продвинулись на север уничтожая при этом африканские племена (коса, зулу, суто и др.).

Очень важный факт. Установив произвольные политические границы, приковав каждую колонию к своему рынку, привязав ее к определенной валютной зоне, Метрополи расчленили целые культурно-исторические общности, нарушили традиционные торговые связи, приостановил нормальный ход этнических процессов. В результате ни одна колония не обладала более или менее этнически однородным населением. В пределах одной колонии соседствовало множество этнических групп, принадлежавших к различным языковым семьям, а иногда и к разным расам, что естественно осложняло развитие национально-освободительного движения (правда в 20-30 годы 20 века военные выступления имели место в Анголе, Нигерии, Чаде, Камеруне, Конго, ).

В годы 2 мировой войны немцы пытались включить африканские колонии в «жизненное пространство» третьего рейха. Война велась на территории Эфиопии, Сомали, Судана, Кении, Экваториальной Африки. Но в целом война дала толчок развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, Африка поставляла продовольствие и стратегическое сырье воюющим державам.

Во время войны в большинстве колоний стали создаваться национально-политические партии и организации. В первые послевоенные годы (с помощью СССР) стали возникать компартии часто возглавляющие вооруженные выступления, возникли варианты развития «африканского социализма».
В 1956 году освободился Судан,

1957 году – Золотой Берег (Гана),

После завоевания независимости пошли по разным путям развития: ряд стран, в основном бедных природными ресурсами пошел по социалистическому пути ( , Бенин, Мадагаскар, Ангола, Конго, Эфиопия), ряд стран, в основном богатых – по капиталистическому (Марокко, Габон, Заир, Нигерия, Сенегал, ЦАР и др.). Ряд стран под социалистическими лозунгами проводил и те и другие реформы ( , и др.).

Но в принципе большой разницы между этими странами не было. И там и там проводилась национализация иностранной собственности, земельные реформы. Вопрос стоял только в том кто за это платил – СССР или США.

В результате 1 мировой войны вся Южная Африка попала под британское владычество.

В 1924 году был принят закон о «цивилизованном труде» по которому африканцы отстранялись от работ требующих квалификации. В 1930 году был принят закон о распределении земель, по которому африканцы лишались прав владения землей и должны были размещаться в 94 резерватах.

Южная Африка во второй половине XIX – начале XX века

1. XIX в.

2.

3. Южная Африка в 1870-е гг.: попытка создания Южноафриканской конфедерации и первая англо-бурская война

4. Социально-экономическое развитие Южной Африки в последней трети XIX – начале XX в.

5. Вторая англо-бурская война. Создание ЮАС.

Напомню предысторию:

Изначально Мыс Доброй Надежды (Кап или Капская колония) – владение Голландии (Нидерландов)

Основное население – местные племена и буры (потомки выходцев из Голландии, Германии и т. п.)

Буры создали специфическую культуру, язык буров – африканаас. Довольно часто буров называют африкандерами. Ничего, кроме Библии не читали, патриархальный быт, свободолюбивы, неуправляемы.

Основное занятие буров – земледелие. Фермерское хозяйство буров нуждалось в рабочей силе, поэтому туземное население подвергалось жестокой эксплуатации. Существовало рабство.

Жестокое отношение буров к чернокожим, захват земли и рабов – всё это было причиной постоянных войны с местными племенами.

Во время Наполеоновских войн Мыс захвачен англичанами. Для них Капская колони (а точнее её политический центр - Кейптаун) – это стратегический пункт на пути в Индию.

Начало английской эмиграции в Кап. В 20-е гг. (когда именно) англичане отменили рабство. Ввели английский язык в делопроизводство.


Буры недовольны англаизацией Капа, отменой рабства и английским правлением.

В 1е годы состоялся т. н. Великий Трек. Часть буров ушла из Капской колонии на север. Мигранты основали Оранжевое свободное государство и Трансвааль (ЮАР), но большая часть буров осталась в Капе. Вообще бурское население в Африке всегда превалировало над англоязычным. Но и буры, и выходцы из Англии значительно уступали по численности туземцам. (В середине 19 в. население британских колоний – 1,5 млн., из которых 300 тыс. – белые. В бурских республиках в то время на 70 тыс. белых приходилось от полумиллиона до 1 млн. чёрных. Все эти цифры весьма не точны. Численность чёрного населения не могла быть точно установлена, а численность белого населения также постоянно менялась вследствие иммиграции).

Здесь необходимо сказать несколько слов о политкорректности. Считаетя, что употребление терминов «туземцы» и «негры» по отношению к чернокожим африканцам является неполиткорректым. Однако замечу, что в литературном и научном русском языке , да и в представлениях англичан 19 века слова «негр» и «туземец» не имели негативного или уничижительного оттенка. Запрет на употребление этих слов связан с расовыми проблемами, причём не столько в Африке, сколько в США. Кроме того, замечу, что нормы политкорректонсти порой создают трудности для исследователей, поскольку табу на употребление некоторых слов мешает точно формулировать мысль. Более того, иногда политкорректность мешает не только формулировать мысли, но просто мыслить. Политкорректность требует рассматривать колониализм почти как эсхатологическое зло, она требует забыть об отсталости африканских племён и т. п. Естественно, политкорректность имеет мало общего с настоящей расовой толерантностью и равноправием. Словесную политкорректность следует признать скорее уделом журналистов, нежели исследователей.

Административно-политическое деление Южной Африки в середине XIX в.

Наиболее развитое политическое образование региона – Капская колония

Это т. н. переселенческая колония,

Несмотря на то, что большинство населения Капской колонии – туземцы – в хозяйственной жизни страны, в экономике господствующее положение занимали белые.

Как и всем переселенческим колониям Великобритании Капу было предоставлено внутреннее самоуправление – в 1852 г. учреждён парламент, а в 1872 г. создано ответственное перед парламентом колониальное правительство. Тем не менее, главой исполнительной власти Капа оставался британский губернатор, полномочия которого постепенно перетекали в руки местных органов власти. Белые (переселенческие) колонии постепенно развивались и ускользали из-под влияния страны-матери – Британии.

Британия уже не могла и не желала силой удерживать свои колонии. Британия боялась конфликтов, которые могли бы разрушить империю (наподобие войны с североамериканскими колониями). Поэтому британское правительство передавало белым колониям всё больше прав во внутреннем управлении, сообразно уровню их экономического развития.

Были и другие Британские колонии – Наталь, Грикваленд, но мельче, чем Кап.

Трансвааль и Оранжевое государство управлялись избираемыми бурами фольксрадом и президентом. Госаппарат не развит.

Забегая вперёд, отмечу, что все эти территории – бурские государства и британские колонии – в начале 20 века были объединены в Южно-Африканские Союз под протекторатом Британии, ныне – это Южно-Африканская республика.


Помимо указанных государственных образований, в Южной Африке было создано несколько английских протекторатов и туземных колоний – Бичуаналенд, Басутоленд и др. А в х гг. созданы Северная и Южная Родезии (ныне – Замбия и Замбези)

Что касается разного рода союзов африканских племён на юге континента, то они не поднялись выше того уровня развития государственности, который обозначают как протогосударство.

Социально-экономическое развитие Южной Африки в середине XIX века. Положение чернокожих африканцев.

Европейские колонизаторы оказали огромное, если не определяющее влияние на развитие социально-экономических систем в Азии и Африке. Конечной результат деятельности империй нового времени – распространение капиталистического хозяйства в Азии и Африке, форсированная трансформация традиционного натурального или полунатурального хозяйства в товарное капиталистическое. И как результат - включение целых регионов Азии и Африки в мировую капиталистическую систему в качестве сырьевых придатков, рынков сбыта и резервуаров дешёвой рабочей силы.

Однако если, скажем, в Индии или Китае колонизаторы имели дело с относительно развитыми местными социально-экономическими системами, то в Африке европейцы переделывали на капиталистический лад общество, едва вышедшее (а иногда и не вышедшее…) из первобытного состояния. Возможно, именно поэтому Южная Африка не только была подчинена политическому контролю европейцев, но и стала объектом переселенческой колонизации. (Для Азии это не характерно) Поэтому в Южной Африке мы можем в чистом виде проследить, как проходила насильственная модернизация традиционного общества.

Самая мощная в экономическом плане территория в Южной Африке – Капская колония.

Но в целом Южная Африка в середине 19 в. – отсталый регион. Главная отрасль - сельское хозяйство , а с 70-х гг. развиваются горнодобывающие отрасли. В Капской колонии развивалось фермерское и плантационное хозяйство. Причём, землю обычно конфисковали у туземных племён.

Для развития экономики необходимо было привлечь в производство дешёвую рабочую силу – туземцев.

Но существовала проблема – туземное традиционное общество было самодостаточным и не нуждалось в сотрудничестве с капиталистическим хозяйством переселенцев (туземцам просто не зачем было работать на фермеров). Туземцы занимались по большей части скотоводством.

(Именно в это время возник и до сих пор существует миф о некоей природной лени чернокожих африканцев. Естественно, туземцы, ведя натуральное хозяйство, не видели смысла работать на европейцев. А европейцы, преисполненные расовой спеси, в большинстве своём рассматривали африканцев как лентяев, чуждых прогресса. Распространялось мнение, что туземцы в силу своих природные склонностей не могут добровольно включиться в интенсивную хозяйственную деятельность. Высокопроизводительный труд для них чужд).

Итак, в Южной Африке в целом и в Капской колонии – в частности колонизаторы столкнулись с той самой проблемой, которую им приходилось решать и в других странах Востока. Речь идёт, ещё раз повторю, о самодостаточности традиционного хозяйства туземцев. Огромные трудовые ресурсы были замкнуты внутри самообеспечивающейся общины. Капиталистическое хозяйство в регионе не могло развиваться, не разрушив этой самодостаточности, не высвободив эти трудовые ресурсы. Туземцев, связанных общиной, просто невозможно было подвергнуть капиталистической эксплуатации. Стремление белых к увеличенинию доходности своего хозяйства входило в прямое противоречие с существованием традиционной социальной структуры и форм хозяйствования.

Забегая вперёд скажу, что разные этнические группы в разной степени были интегрированы в капиталистическое хозяйство переселенцев. В некоторых племенах традиционная система хозяйствования была полностью разрушена. Другие племена были согнаны в резервации, где могли сохранять прежние социальный структуры и формы хозяйства.

После отмены рабства решить проблему обеспечения хозяйства белых рабочими руками чисто силовыми методами (как это делали буры) было невозможно. Англичане применяли иные - более изощренные, но порой не менее жестокие – методы. Что это за методы?

Введение денежных налогов на племена (на работоспособных мужчин, на хижины) à чтобы оплатить их туземцы за бесценок вынуждены были работать на фермах и в городах.

Сгоняли туземце с земель, забивали скот, насильно уничтожали традиционное хозяйство.

Экономическая экспансия европейцев была тесно сопряжена с культурной – в Южной Африке активно действовали христианские миссионеры разных конфессий.

Всё это вызывало коренную трансформацию туземных обществ. Некоторые племена, представители которых жили среди белых, подверглись частичной европеизации, превратившись в социальные низы южноафриканского общества. Другие – жили обособлено в резервациях, сохранили племенную организацию, но и они были вынуждены приспосабливаться к новым условиям.

В зависимости от степени интегрированности разных племён в хозяйственную систему белых различался и их правовой статус. В отношении племён, проживающих обособленно, английские колонизаторы с 1890-х гг. применяли систему косвенного управления. Это означало, что племена сохраняли (в несколько усечённом виде) традиционную политическую племенную организацию, подчинялись нормам традиционного права. Здесь сохранялась власть вождей. Но колониальные власти контролировали непосредственно вождя, который превращался таким образом в низшего колониального чиновника. В таких племенах процессы модернизации и разрушения традиционного общества шли медленнее, но зато менее болезненно .

Представители тех племён, которые были в значительной мере интегрированы в европейское хозяйство и утратили племенную организацию и хозяйственную самостоятельность, подчинялись колониальным властям и европейским правовым нормам . Формально в рассматриваемые период в английских колониях не существовало политико-правовой дискриминации черного населения. Однако имущественные избирательные цензы не позволяли туземцам стать полноценными (в политическом смысле) членами общества. Кроме того, существовали прочные социальные барьеры между белыми и чёрными.

Итак, многие страны Азии, усвоив импортный – европейский – капиталистический способ хозяйствования, заняли подчинённое положение в мировой системе разделения труда. А в Южной Африке туземцы, будучи насильсвенно интегрированными в капиталистическое хозяйство, заняли подчинённое положение в самом Южно-Африканском обществе.

Здесь необходимо вернуться к мысли, которую я уже не раз высказывал: только форсированное развитие капитализма своими силами могло обеспечить независимость азиатских обществ (как это было в Японии). Развитие же капитализма силами европейцев и под контролем европейцев происходило, прежде всего в интересах европейцев. Это вело к системному закреплению зависимого неравноправного положения азиатких и африканских народов в мировой экономической системе. В Южной Африке в 19 в. вообще не было никаких шансов на развитие местного – туземного – капиталистического хозяйства в обозримом будущем.

Некоторые племена решительно боролись за сохранение своего хозяйственного уклада, политическое независимости и самобытной культуры – туземные войны следовали одна за другой. Безусловно, все эти попытки были обречены, поскольку европейцы не только превосходили туземцев в военном деле, но и были носителями более прогрессивного способа хозяйствования, что в конечном счёте и обеспечило их победы. Кроме того, изоляционизм и попытки возврата к неким традиционалистским формам жизни, лишь усиливает отставание туземных обществ и консервируют их зависимое положение.

Особенно жестокой эксплуатации чернокожие африканцы подвергались в бурских республиках, где негласно продолжало существовать рабство. Туземцы здесь были полностью бесправны. Туземцы и буры ненавидели друг друга – история их взаимоотношений – это постоянные кровавые войны.

Британские власти любили выставлять себя защитником туземцев от притеснений буров. Британия играла на противоречиях буров и туземных племён, усиливая при этом своё влияние в регионе. В целом, конечно, английская власть для туземцев была меньшим злом.

Итак, в 19 в. в Южной Африке закладывались социально-экономические основы не только развития капиталистического хозяйства, но и целой системы политико-правовой дискриминации чёрного населения, которая была создана уже в 20 веке. Эта система называлась апартеид. Ещё раз обращаю внимание на истоки апартеида: огромные разрыв в уровне социально-экономического развития между местными племенами и европейскими переселенцами.

Предполагается, что основы политики апартеида были заложены ещё в конце 19 века. (первая ласточка – Глен Грей акт 1892 г.)

Южная Африка в 1870-е гг.: попытка создания Южноафриканской конфедерации и первая англо-бурская война

Существование туземной опасности как для буров, так и для английских переселенцев уже в середине 19 в. заставило некоторых бурских и английских политиков задуматься об объединении английских колоний и бурских республик ради безопасности. Объединение Южной Африки также объективно способствовало экономическому росту в регионе.

Карнарвон (1874 – 1877 г.) – ми по делам колоний в консервативном правительстве Дизраэли выдвинул проект создание союза английских колоний и бурских республик под эгидой Британии.

Конфедерация – способ цивилизованного поглощения бурских республик. Цель Карнарвона - создание мощного доминиона на Юге Африки для защиты белых от туземцев и экспансии Британии вглубь Африки.

Несмотря на постоянную туземную опасность, в Капе в то время не желали объединяться; в бурских республиках также протестовали. Причина негативного отношения к проекту конфедерации заключалась в том, что не было ещё экономического единства региона.

Однако Карнарвон настаивал, и Трансвааль в апреле 1877 года аннексирован Британией. Буры не могли сопротивляться т. к. сами были на грани военного краха – им угрожало самое мощное туземное политическое образование в Южной Африке – т. н. «государство зулусов».

Основатель зулусского государства – Чака. Его преемник– Кетчвайо значительно усилил государство в 70-е гг.

По существу это зулусское государство было племенным союзом. Во главе – вождь (инкоси) и совет индун – вождей помельче. Главный козырь зулусов – военная организация и армия.

В декабре 1878 года вспыхнула англо-зулусская война

Это ещё один повод, чтобы задуматься о результатах колониализма. Не трудно заметить, что наиболее успешными в социально-экономическом плане в нынешней Африке являются те этнические группы, которые наиболее сильно подверглись модернизационному воздействию колонизаторов. Это те этнические группы, традиционная племенная организация которых была разрушена, которые были лишены земли и интегрированы (если угодно – загнаны) в качестве дешёвой рабочей силы в рамки капиталистического хозяйства.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Африка: континент в эпоху перемен

В XIX веке Африка переживала большие потрясения: европейские страны, используя преимущества индустриальной революции, делят континент на сферы своего влияния.

Что давала колония европейским странам? Рынки сбыта Возможность обогатиться

К началу XIX века африканский континент населяли различные народности: арабы, зулусы, кафры, готтентоты, бушмены, мальгаши. Все эти народы находились на разном уровне развития.

Пигмеи жили небольшими группами в лесах по течению реки Конго и принадлежали к числу наиболее отсталых народов мира. Они занимались рыболовством и охотой в строго определённой охотничьей территории.

У многих африканских народов высокого развития достигла культура земледелия Особенно выращивание кофе, арахиса, какао-бобов.

Культы и религии Африки Местные верования представляли различные культы. Все верования были связаны с колдовством и магией. Существовал культ царей- жрецов, личность которых окружалась множеством табу (запретов), а их воцарение и смерть сопровождалась специальными обрядами.

В государстве Лоанго (Нижнее Конго) никто под страхом смерти не мог смотреть как ест король. В государстве Бакуба (центр Конго) король не мог умереть своей смертью. По традиции его душили, не дожидаясь естественного конца. Африканские храмы представляли собой простые сооружения из дерева и пальмовых листьев. При этом они владели землями и рабами, которыми распоряжались жрецы.

Начавшиеся еще в конце XV в. колониальные захваты тяжело отразились на жизни африканских народов. Нарушались традиционные торговые связи, колониальные войны приводили к разрушению местных промыслов, а иногда и к гибели целых государств. Раздел Африки Раздел Африки европейскими государствами

Кровавым кошмаром называли работорговлю, продолжавшуюся до середины XIX в. Она стоила народам Африки потери не менее 100 млн. человек. Крупнейшими базами работорговли стали первые колонии Португалии - Ангола и Мозамбик

С 70-х гг. XIX в. усилился процесс завоевания глубинных территорий Африки. Борьба за полный ее раздел европейскими державами привела к появлению «французской», «британской», «германской» Африки и т. д.

Южная Африка Недалеко от мыса Доброй Надежды европейцы основали поселение – Кейптаун. Туда стали стекаться преследуемые в Европе кальвинисты. Новая колония расширялась за счет захвата земель у коренного населения (готтентотов и бушменов). Переселенцы из Нидерландов, Франции и Германии на основе общей религии, языка (африкаанц) и истории сформировали новую нацию – буров.

Независимость удалось сохранить лишь Либерии и Эфиопии. Однако первая стала сферой влияния США, а вторая – Англии, Франции и Италии. Либерия Эфиопия К 1900 г. территориальный раздел завершился, в руках колонизаторов находилось более 90% территории Африканского континента.

Либерия Создание Либерии связано с борьбой с рабством в США. Американцы стали переселять своих рабов-негров в Африку. В 20-х гг. 19в. Американцы приобрели за 50 долл у местных вождей прибрежную территорию на Гвинейском берегу. Переселенцы, используя силу, быстро расширили территорию. В 1847г. здесь была провозглашена Республика Либерия.

Постепенно увеличивалось количество имеющих право голоса аборигенов. Росло число образованных людей. Руководство страны умело использовало противоречия между Англией и Францией. В результате Либерия избежала прямого порабощения. Но от экономического закабаления ей спастись не удалось. Страна специализировалась на добыче железа и производстве каучука. Сбор каучука Добыча руды

Эфиопия – страна, оставшаяся самостоятельной В Эфиопии XIX века господствовали феодальные отношения. Здесь по-прежнему сохранялось домашнее рабство и пережитки родоплеменного строя. Эфиопия

В 50-х годах в Эфиопии появился Касса – сын мелкопоместного феодала. Собрав армию, он нанёс поражение правителям отдельных княжеств. В 1855 г. он провозгласил себя императором под именем Фёдора (Теодороса II). Фёдор Теодорос II

Придя к власти, Теодорос II Объединил земли и покончил с междоусобицами Создал многочисленную и дисциплинированную армию Уменьшил поборы с сельского населения и собрал государственные доходы в своих руках Запрещалась работорговля; ослабело могущество церкви

Строительство Суэцкого канала сделало Эфиопию важным стратегическим объектом. В к.1860-х гг. в страну вторгаются англичане. Армия Теодороса была разбита, а сам он застрелился. Однако закрепиться в Эфиопии англичанам не удалось. В 1895г. безуспешную попытку завоевать Эфиопию предприняла Италия.

Последствия европейской колонизации §30, вопр.(в.5 письм.)


На протяжении XIX в. Великобритания овладела всей Южной Африкой, но статус различных ее территорий был неодинаков. Самая крупная из них — Капская колония — уже с 1854 г. имела самоуправление. Белые жители (англоязычные и африканеры-буры, каждых почти поровну) составляли 23 %, африканцы — 60% населения. Колония Натал добилась самоуправления в 1897 г. Здесь в составе белого населения 76% были переселенцами из Англии и их потомками, 11 — выходцами из других стран, 13 — приходилось на долю африканеров, но все они вместе взятые насчитывали 8% от общего количества населения колонии. Трансвааль и Колония Оранжевой реки находились на положении коронных колоний.
Белых жителей Трансвааля было 24,9% (количество англоязычных и африканеров было примерно равным), в Колонии Оранжевой реки — 33,2%, но здесь африканеры преобладали. По региону в целом белые южноафриканцы составляли около 20%. Этнические группы африканеров и выходцев из Британии и других европейских стран количественно были примерно равны. Различия национального менталитета, культуры, языка, экономических интересов не мешали им выступать в качестве представителей господствующей единой этнической общности. И наоборот, коренные африканцы, метисы, лица азиатского происхождения находились в положении угнетенных и были лишены политических прав.
Однако опасения нового подъема антибританского движения африканеров, с одной стороны, стремление преодолеть противоречия между правящими режимами колоний, с другой, побудили английских колонизаторов поделиться властью ради укрепления «белого» господства на юге континента. В 1906 г. Трансваалю и в 1907 г. Колонии Оранжевой реки предоставили самоуправление. Дальнейшие шаги к объединению колоний связаны с работой Национального конвента 1908—1909 гг., созванного для рассмотрения проекта конституции объединенного государства. Делегаты от колоний представляли лишь «белую» Южную Африку. В дискуссиях на главенствующее место вышел вопрос о государственном устройстве. Большинство делегатов отдавали предпочтение унитарному государству в форме союза, что, как они полагали, позволит решить три задачи. Во-первых, унитарное государство наиболее благоприятствовало процессу слияния африканеров, лиц британского происхождения и выходцев из других европейских стран в единую нацию. Во-вторых, надеялись объединением в союз более эффективно осуществлять власть белого населения в стране и обеспечить полное невмешательств Великобритании во внутренние дела Южной Африки. Эту точку зрения разделяли не только африканеры, но и англоязычные делегаты. Последние выражали интересы горнопромышленников, стремившихся противостоять британской экономической экспансии. В-третьих, полагали, что унитарное государство обладает большими возможностями для подавления выступлений черного африканского населения.
По ряду ключевых вопросов после долгих споров Конвент смог принять решения, потому что англоязычные и африканерские делегаты пошли на компромисс. Одобрили резолюцию о равенстве английского и голландского языков. Не найдя согласия о столице будущего государства, решили территориально разделить ветви власти: правительство разместить в Претории (столице Трансвааля), парламент— в Кейптауне (столице Капской колонии), верховный суд — в Блумфонтейне (столице Колонии Оранжевой реки). Приняли принцип «равных прав», согласно которому членов парламента должны избирать округа с одинаковым числом избирателей с возможным отклонением в 15% от средней их численности — этим учитывались особенности сельских округов с меньшим, по сравнению с городами, числом избирателей. Договорились о равенстве английского и голландского языков.
В 1909 г. английский парламент принял Акт о Южной Африке — конституцию, определившую государственный строй Южно-Африканского союза (ЮАС) как доминиона. В его состав вошли бывшие английские самоуправляющиеся Капская колония и Натал, а также Трансвааль и Колония Оранжевой реки. 31 мая 1910 г. считается днем официального провозглашения ЮАС. Генерал-губернатор как представитель короля возглавлял исполнительную власть. Он назначал членов Исполнительного совета — государственных министров, руководивших соответствующими департаментами. В его ведении находились прием и увольнение должностных лиц, председателя и членов верховного суда, командование морскими и военными силами. Генерал-губернатор утверждал билли парламента или отказывал в таком утверждении, возвращал билли в парламент со своими поправками. Но король в течение года мог отклонить принятый парламентом и утвержденный генерал-губернатором билль.
Законодательная власть в ЮАС принадлежала парламенту. Конституция установила, что члены верхней палаты — Сената — должны принадлежать к белому населению и иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 500 ф. ст. Из 40 членов Сената 8 (в том числе 4 цветных) назначал генерал-губернатор, по 8 сенаторов избирали верхняя и нижняя палаты каждой провинции. На выборах в нижнюю палату— Палату собрания— применялись законы, действовавшие в каждой из колоний до объединения. В соответствии с этой нормой в Капской провинции, например, избирать в нижнюю палату парламента ЮАС могли все мужчины, достигшие 21 года независимо от цвета кожи, однако для цветного населения требовалось 12-летнее проживание, рекомендации 3 белых избирателей, освобождение в течение 7 лет от действия законов о туземцах. В связи с этим право голоса реально получили менее 2,3% цветного мужского населения. Это были старшины родов, вожди, туземные торговцы, торговцы-индусы. Кроме того, лишили избирательных прав всех находившихся на военной службе. В остальных провинциях избирательное право предоставили только белому населению. Ни в одном другом английском доминионе неравенство рас не достигало таких масштабов, как в ЮАС. На первых после провозглашения ЮАС выборах в парламент, проведенных в 1910 г., победу одержала африканерская Южно-африканская партия. В правительство вошли представители как африканерского, так и англоязычного населения. Белое меньшинство немедленно принялось за осуществление принципов расового общества на всей территории Союза.