Научная электронная библиотека. Всё о психологии имиджа Имидж психолога эссе


реферат по имиджелогии на тему: Имидж профессии психолог. Объём - 20-30страниц. Теория.

Введение
Конец XX в. принес в нашу жизнь явление, которого не существовало в ней легально с 1936 г. Стали появляться так называемые практические психологи, которые предлагают обществу совершенно специфические виды услуг: определение готовности ребенка к школе, психологическое обеспечение бизнес-планов, психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Имидж практического психолога оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого.
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого в представлении о другом. Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж профессии – это совокупное общественное восприятие данной профессии многими людьми. Впечатление о профессии формируется путем собственного опыта, на основе мнений и слухов, циркулирующих в обществе, сообщений средств массовой информации .
Различные аспекты имиджа профессии «психолог» затрагивали в своих работах В.Л. Бозаджиев, Т.Г. Довженок, О.В. Мартыненко, В.П. Ососков, Е.Б. Перелыгина, В.В. Фадеев, Е.Ф. Платаш и другие авторы.
Цель данной работы – рассмотреть проблему имиджа профессии «психолог».

1.Имидж как научное понятие
Термин «имидж» в последние годы очень широко используется, но следует отметить, что и на сегодняшний день однозначного толкования имиджа не существует. Иногда высказывают крайние точки зрения - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего субъекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Более осторожные ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом.
Социологический словарь дает два толкования термину «имидж» (от англ. image - образ, представление):
Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других.
Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему .
В России в семидесятых годах ХХ века имидж рассматривали только как средство манипулирования массовым сознанием. В девяностых годах В.М.Шепелем была сформирована новая отрасль - имиджелогия, как наука о технологии личного обаяния, благодаря чему было преодолено стереотипное представление об имидже. Параллельно появились теоретические и практические работы, посвященные этой проблеме, таких авторов, как П.С.Гуревич, А.Н.Жмыриков, Е.В.Егорова - Гантман..................................

Заключение
Профессиональный имидж психолога – это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ психолога, включающий в себя особенности и качества личности, необходимые психологу, как профессионалу.
Как показывает практи¬ка, в сознании общественности профессиональная психология представлена весьма приблизитель¬но, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, популярным телепередачами, имид¬жем и высказываниями знакомых пси¬хологов. И.В. Вачков с соавторами в книге «Введение в профессию «психолог» систематизировал мифы о психологии и психологах, выделив 5 основных. Во втором параграфе работы представлено их содержание и комментарий к ним. Они касаются представлений, что психолог «видит людей насквозь»; от природы наделен особыми способностями к общению и пониманию других; психолог - человек, умеющий управлять поведением, чув¬ствами, мыслями других; досконально знает самого себя и владеет собой в любых обстоятельствах; психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
В.Л. Бозаджиев, проведя анализ литературы, пришел к выводу, что в современном российском обществе пока еще не сложилось адекватное представление о профессии психолога, о целях, задачах и средствах его работы. Проведенное В.Л. Бозаджиевым совместно с С.Ю. Рыжковой исследование показало, что для людей имеет значение и опыт психолога, уровень его профессионализма, и его внешность, и умение грамотно говорить, вести диалог. Для них важен и возраст психолога, и его пол, стиль одежды и другие характеристики, которые относятся к имиджформирующим.
В работе затрагивались результаты исследования имиджа профессии психолога, проведенного на «Сервере виртуальных исследований» по принципу открытого опроса. Рассматривались следующие вопросы: с кем ассоциируется специалист-психолог; вопрос «психологи нужны для…»; вопрос о смысле профессии психолога; о характерных для специлиста качествах; о том, кто обращается за консультацией к психологу, и о том, что люди получают в результате работы с психологом. Обнаружено, что имидж профессии психолога в общественном сознании противоречив (респонденты в процесс опроса давали взаимоисключающие ответы о личностных качествах профессионального психолога) и биполярен (от признания ценности психолога как специалиста до отрицания необходимости данной профессии в социуме), вызывает противоположные чувства.
Что могут сделать сами психологи, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого психолога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология - М.: Деловая книга, 1997. – 368 с.
2. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога – М.: Академия Естествознания, 2009. – 219 с
3. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие. – М. : Издатель¬ство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 464 с.
4. Довженок Т.Г. Жесты в формировании профессионального имиджа психолога как средства эффективной коммуникации // Теория и практика современной психологии: Международная научно-практическая конференция. – 2002. - №2.
5. Имидж профессии психолога// Сервер виртуальных исследований [Электронный ресурс] virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=qresults&ac=2376
6. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика: Справочно-энциклопедическое издание. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с
7. Мартыненко О. В. Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Егоровой. – М.: Просвещение, 2009. – 95 с.
8. Ососков, В.П. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора / В.П. Ососков, Е.Б. Перелыгина, В.В. Фадеев // Мир психологии. - 2003. - N 4. - С. 151-159.
9. Платаш Е.Ф. О соотношении понятий «образ» и «имидж» профессии // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – № 8
10. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. 2-е изд./ Почепцов Г.Г. - М.: «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер», 2004. - 576 с.
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
12. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: Учебное пособие.-Тюмень: ТюмГНГУ, 2002.- 61с.

Ирина Ивановская
Эссе «Образ психолога в современном обществе»

Еще в школе я писала сочинение «Кем я хочу стать» и мечтала быть психологом . Прошло немало лет, и я имею уже достаточно практического опыта. С годами я понимаю, что в современном обществе запрос на таких специалистов, как психолог , резко возрос. Возросли и требования к профессионализму психологов . Несомненно, специалисты, сопровождающие душевно-духовную жизнь человека, должны иметь высокую квалификацию, что способствует и повышению престижа профессии, и обеспечивает эффективную психологическую помощь . В то же время, исходя из собственных наблюдений, я вижу проблемы, касающиеся доверия к психологу , и даже в некоторых случаях отторжение психологической помощи в целом . Люди нередко боятся доверять психологу свои личные проблемы, боятся показаться слабыми, открыть собственную душу. «Не выносить сор из избы» - вот аргумент. Особенно это относится к людям старшего поколения. А если обратить внимание на то , каким представлен психолог в некоторых старых фильмах, то мы увидим смешного человечка, наивного, что-то говорящего «себе под нос» , которого никто и не слушает и воспринимает с иронией. Но я с удовлетворением отмечаю, что в современном обществе возрастает роль психолога . Все больше людей, особенно среди молодежи, правильно понимают и принимают психологическую помощь .

И, как психолог , я понимаю, что только мы можем изменить представление о психологе в сознании людей . Как? Изменить профессиональный имидж - установить связь образа психолога с качествами его личности и характеристиками профессиональной деятельности. Общество ждет психолога , готового работать во многих направлениях и накладывает на него различные функции : координатора, проектировщика, педагога и т. д.

Каким же я вижу современного психолога ? Психолог в современном обществе это человек , который обладает духовно-нравственными качествами, специалист высокого уровня, уверенного в своем призвании, таланте и способностях, человек, вызывающий, прежде всего, доверие. Вы можете возразить, что подобные критерии относятся к любой профессии. Не соглашусь, потому что психолог , прежде всего, это человек, понимающий другого, чувствующий и врачующий душу человека, способный протянуть руку помощи, способный питать душу.

И если психолог в основу своего имиджа возьмет именно эти качества и умения, то его образ , как образ психолога , он будет принят, понят, и будет востребован обществом , как специалист.

Студента ФПП 1 курса 1 группы

Лазаревой Алены

Преподаватель: Тукшумская А.В

Москва, 2015

Имидж – это образ человека, который он создает в глазах других людей. Имидж можно назвать визитной карточкой личности. Само понятие «имидж» произошло от английского слова «image», что в переводе на русский язык означает «образ», «представление», что довольно точно отображает его значение. Часто имидж не обозначает то, кем человек является на самом деле, это всего лишь картинка, создающаяся в восприятии определенной личности у окружающих его людей. Как правило, имидж значительно отличается от самого человека, его настоящих личностных качеств. Имидж является отражением требований массового сознания. Он как наиболее эффективный вид сообщения внешнего состоянии, позволяющего пройти сквозь недоверие и невнимание, характерное для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на модели, которые уже использовались человечеством. Имидж действует в условиях, которые не всегда благоприятны для его распространения. По этой причине он должен быть устроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него от аудитории.

В последние годы вопрос формирования имиджа приобрел большое значение. И это понятно, ведь то, что каждый человек демонстрирует и выставляет напоказ, оказывает немалое влияние на большую часть его окружения. Именно поэтому правильный подход к формированию собственного имиджа является залогом успеха многих мероприятий.

В социальной психологии имидж рассматривается как разновидность образа, возникающего в результате социального познания. Под образом понимается результат психического отражения или представления того или иного объективного явления. В процессе этого отражения возможны изменения исходной информации, и, соответственно, образ не обязательно будет точной копией отображаемого. Процесс создания образа может быть активным и целенаправленным, включать процедуры анализа, позволяющие создать типичное в объекте, и синтеза, благодаря которому образ обладает характеристиками индивидуального явления. В психолого-педагогических литературных источниках под имиджем понимается стиль и форма поведения человека, причем преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называют набор значений и впечатлений, благодаря которым у людей складывается представление об объекте, они запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом или благодаря которым объект становится известным. При этом, как правило уточняется, что объектом имиджа чаще всего являются человек, группа людей или компания.

В ряде определений подчеркивается, что имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные и сформированные. В других трактовках делается акцент на то, что имидж складывается из объективных характеристик объекта, в частности, имидж человека основывается на психологическом типе и личности, их соответствии запросам времени и общества

Имидж школьного психолога.

В своей работе я хотела бы рассмотреть имидж школьного психолога, так как считаю, что эта профессия на данном этапе развития общества очень важна. Современные дети с одной стороны эмоциональны, гиперактивны и впечатлительны, а с другой замкнуты, подвержены стрессам и неконтролируемой агрессии. По причине занятости или невнимания родителей школьники остаются наедине с самими собой, их некому выслушать, поддержать. В связи с этим, проблема отсутствия психологов в большинстве школ России как никогда актуальна.

Профессиональный имидж практического психолога - это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Его составляющими являются:

Профессиональная компетентность;

Психологическая культура

Социально-демографические и физические данные

Визуальный имидж

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на мой взгляд, являются:

Целостность восприятия собственного образа;

Адекватная самооценка;

Знание особенностей своего характера.

С конца 80-х годов в нашей стране стала активно развиваться практическая психология образования. К настоящему времени во многих школах введена штатная единица « педагог-психолог», многие высшие учебные заведения готовят психологов специально для работы в образовательных учреждениях. Однако по-прежнему нет ясности и четкости в определении функций школьного психолога и круга, решаемых им задач. Зачастую, приходя в школу, молодому специалисту трудно найти и занять свою нишу в специфической закрытой системе школы. Требуется немало времени на то, чтобы адаптироваться и понять систему образовательного учреждения, определить направления своей работы.

А между тем, консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка. Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. У школьника, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей.

Конечно, в профессии школьного психолога, как впрочем, и во многих других, есть свои сложности.

Ученики, как правило, сами не обращаются к психологу, особенно это касается младших школьников. Обычно за них это делают родители или учителя. Приводят и говорят слушать, что скажет профессионал. Учителя приводят детей чаще, поскольку хотят, чтобы психолог разобрался с проблемами трудного ребенка, с которым сами они уже не в состоянии бороться. Родители обращаются реже по нескольким причинам: некоторые считают, что их ребенок самый лучший и поэтому предпочитают не замечать сложностей, другие просто не доверяют психологу, поскольку не имеют правильного представления о выполняемых им функциях, или просто не верят, что он способен что-то сделать.

Старшеклассники, случается, приходят сами, без советов и рекомендаций. В основном их волнуют проблемы выбора профессии, особенно в отсутствии ярко выраженных интересов и способностей. Также часто обращаются за помощью неуверенные в себе ребята, имеющие трудности в общении со сверстниками.

И всё же, я считаю, имидж школьного психолога нельзя точно определить, так как во всех учебных заведениях психологическая служба находится на разном уровне, а где-то о психологе даже и не слышали, поэтому в представлении различных людей психолог будет иметь достаточно противоречивые характеристики.

Чтобы разобраться в этом вопросе, я попробую привести пример двух московских школ.

В каждой из них был проведён опрос учеников старших классов. Всем были заданы одни и те же вопросы: Кто такой школьный психолог? Каковы его функции в вашей школе? Каким должен быть школьный психолог, чтобы вы не боялись к нему обратиться?

В одной из школ, результаты оказались плачевными. Здесь работает один психолог, и у большинства опрошенных представления о его работе не сформированы или полностью неадекватны. Почти половина испытуемых демонстрируют наиболее распространенный стереотип в отношении психолога - они воспринимают его как врача, лечащего людей с психическими отклонениями. В качестве причин, которые могли бы побудить обратиться к психологу, обычно указывается нарушение психики. Ученики не смогли внятно объяснить функции школьного психолога. Многие просто затруднились ответить на этот вопрос, остальные же предлагали варианты типа: «Это человек, который пару раз в год даёт нам какие-то тесты». Последний вопрос также не дал разносторонних ответов. Школьники считают, что им вообще не нужен психолог, и они к нему всё равно никогда бы не обратились. Опрос, проведённый в этой школе, показал, что здесь психологическая служба находится на нулевом уровне, психолог нужен разве что «для галочки», с детьми он практически не занимается, а его имидж представляется ученикам абсолютно безликим и чуждым.

Вторая школа, подвергшаяся нашему «испытанию» приятно удивила. Здесь дети воспринимают психолога, как человека, всегда готового им помочь. Подавляющее большинство опрошенных перечислили массу функций этого специалиста. На вопрос: «Каким должен быть школьный психолог, чтобы вы не боялись к нему обратиться»? – многие отвечали «таким как наш». Среди качеств они выделили умение слушать, понимать, сопереживать, доброту, порядочность, искренность, заинтересованность в проблеме. Психолог, по их мнению, должен обладать приятной внешностью, мягким голосом, одеваться не ярко, но стильно. По этим ответам мы видим, что в этом учебном заведении психолог – не лишний человек – его любят, уважают, самое главное: к нему обращаются.

Как удалось узнать, психологическая служба данной школы состоит из двух психологов, каждый из которых осуществляет психологическое сопровождение учащихся на протяжении всего обучения их в образовательном учреждении. Здесь даже есть один специализированный психологический класс и спецкурсы по психологии.

На основе всего вышесказанного мы пришли к выводу, что школьный психолог – незаменимый специалист, который наряду с преподавателями должен входить в педагогический коллектив.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что удачно созданный имидж косвенно гарантирует высокое качество услуги, служит свидетельством того, что профессионал работает образцово, поддерживая порядок во всем. Тем самым имидж формирует уважение к профессионалу, доверие к его предложениям и рекомендациям.

Сейчас школьному психологу приходится тяжело. Из-за заблуждения о «ненужности» данной профессии и недостаточного уровня заработной платы часто работать психологами идут люди, не имеющие не то что профильного, но даже какого-либо дополнительного образования по специальности «Психолог». Из-за этого в некоторых школах имидж школьного психолога уже изрядно подпорчен.

Хочется верить в то, что со временем наша система образования поймёт уникальность и незаменимость школьного психолога как специалиста занимающегося именно своим делом. И, может быть, именно он сделает наших детей чуть-чуть счастливее?