Биология в лицее. Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс) Строение и деятельность внутренних органов земноводных

>>Внутреннее строение лягушки

§ 46. Внутреннее строение лягушки

Мышцы.

Строение мышечной системы лягушки много сложнее, чем у рыбы. Ведь лягушка не только плавает, но и передвигается по суше. Благодаря сокращениям мышц или групп мышц лягушка может совершать сложные движения. Особенно хорошо у нее развиты мышцы конечностей.

Пищеварительная система земноводных имеет почти такое же строение, как у рыб . В отличие от рыб задняя кишка у нее открывается не прямо наружу, а в особое ее расширение, называемое клоакой. В клоаку открываются также мочеточники и выводные протоки органов размножения 87 .

Дыхательная система.

Лягушка дышит атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа 89 . Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых совершается газообмен. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз, благодаря чему в ротовой полости создается разреженное пространство. Тогда воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в легкие. Обратно он выталкивается под действием мускулатуры стенок тела. Легкие лягушки развиты слабо, и кожное дыхание для нее так же важно, как и легочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа ее высыхает и животное может погибнуть.

Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание.

Кровеносная система .

Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех камер: желудочка и сокращаются поочередно то оба предсердия, то желудочек 89 .

В сердце лягушки правое предсердие содержит только венозную кровь, левое - только артериальную, а в желудочке кровь до известной степени смешанная.

Особое расположение сосудов, берущих начало от желудочка, приводит к тому, что только головной мозг лягушки снабжается чистой артериальной кровью, а все тело получает смешанную кровь.

У лягушки кровь из желудочка сердца протекает по артериям во все органы и ткани, а из них по венам оттекает в правое предсердие - это большой круг кровообращения. Кроме того, из желудочка кровь поступает в легкие и в кожу, а из легких обратно в левое предсердие сердца - это малый круг кровообращения. У всех позвоночных животных, кроме рыб, два круга кровообращения: малый - от сердца к органам дыхания и обратно в сердце; большой - от сердца по артериям ко всем органам и от них обратно в сердце.

Обмен веществ у земноводных протекает медленно.

Температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды: повышается в теплое время и понижается в холод. Когда на воздухе становится очень жарко, температура тела лягушки понижается за счет испарения влаги с кожи. Как и рыбы, лягушка и другие земноводные - холоднокровные животные. Поэтому при похолодании лягушки становятся малоактивными, стремятся забраться куда-нибудь потеплее, а на зиму и совсем залегают в спячку.

Центральная нервная система и органы чувств земноводных состоят из тех же отделов, что и у рыб 90 . Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб 90 .

Строение органов чувств соответствует наземной среде.

Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает поверхность глаза.

Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слышания у лягушки развито еще среднее ухо. Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой - топкой круглой пленочкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо.

1. Чем отличается мышечная система лягушки от мускулатуры окуня? Каковы примеры этих различий?
2. Почему взрослая лягушка, у которой нет жабр, не задыхается под водой?
3. Каковы особенности нервной системы и органов чувств лягушки в связи с жизнью на суше?
4. Используя рисунки 75 , 89 , объясните, в чем главное отличие кровеносной системы земноводных от кровеносной системы рыб.

Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. - 23-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.: ил.

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Оценка педагогической ситуации: Одной из ведущих форм деятельности учащихся 7 класса является поисковая деятельность. Поэтому на уроках для учащихся данного возраста оправдано использование таких познавательных методов как метод моделирования, аналогии, выведения следствий из фактов и эксперимент. Эти методы основываются на активной деятельности учащихся. Тема данного урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель.

Цель: создать условия для овладения учащимися знаний об особенностях организации и работы систем внутренних органов земноводных.

Задачи:

  • продолжить формирование системы представлений о внутреннем строении позвоночных на примере рыб и земноводных;
  • создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов;
  • расширить представление школьников о возможностях метода моделирования и мыслительного эксперимента.

Методы: словесные – по характеру средств преобладающей речевой деятельности, и логические – по способу добывания учебной информации, основанные на логических операциях, наглядные.

Оборудование: медиапроектор, демонстрационные таблицы, раздаточные пособия, презентация.

Ход урока

Сегодня на уроке продолжается изучение хордовых животных. Тема урока – «Строение и работа систем внутренних органов земноводных», (начало показа презентации с помощью медиапроектора)

Цели урока:

  • запомнить внутреннее строение земноводных на примере лягушки,
  • научиться сравнивать строение земноводных и рыб,
  • построить схему, показывающую связь органов в организме лягушки и зависимость их строения и функций.

Как вы полагаете, для чего нужно знать строение лягушки? В каком случае эти знания могут пригодиться в будущем во взрослой жизни? (Предполагаемый ответ: для людей, которые выбирают профессию, связанную с изучением животных). Верно, и такой профессией, где требуется знания строения и работы органов животных, является, например, врач, точнее ветеринарный врач.

Вспомните детское стихотворение Корнея Чуковского о таком враче? (Предполагаемый ответ: Айболит)

(Просмотр видеофрагмента по мультфильму «Айболит» с использованием медиапроектора – 2-3 мин.)

Конечно, чтобы лечить животных, нужно знать, как устроен их организм. Представляете, как много, наверное, знал о строении и работе разных органов животных Айболит! Ведь у него лечились разные животные. Вспомните, кто? (Предполагаемый ответ: лиса, которую укусила оса, барбос, которого курица клюнула в нос, бегемотики, страусята, акулята, тигрята, верблюжата и др)

Вспомните, как Айболит вылечил зайчика? (Предполагаемый ответ: ему пришили ножки)

Посмотрите, какие чудесные ножки пришил Айболит зайчику.

(Демонстрация рисунка зайчика с человеческими ногами. Смех.)

Но что-то не так?…(Предполагаемый ответ: это не зайкины ноги). Конечно, это шутка. Доктор Айболит должен хорошо знать, кому и какие ноги пришивать.

Но вот представим, что к Айболиту пришла лягушка за советом, стоит ли ей обменять свое сердце на рыбье, двухкамерное, ведь все равно же она живет в воде. Давайте сегодня попробуем представить себя в роли доктора Айболита, и дадим лягушке обоснованный совет.

Пока мы, пожалуй, не можем решить проблему менять ли лягушке сердце или нет. А поэтому я вам предлагаю несколько суждений. Верные из них могут являться ключами к решению проблемы.

Попробуем их найти.

1. Основной орган в любом живом организме, от которого зависит работа других органов, это кишечник.

2. Все органы в организме связаны кровеносными сосудами.

3. Животные, живущие в воде, не нуждаются в кислороде.

4. Кровь транспортирует вещества.

5. Нервная система позвоночных представлена брюшной нервной цепочкой.

6. Движение крови по сосудам обеспечивается работой сердца.

(Верные суждения: 2, 4, 6)

Как можно связать между собой верные суждения?(Предполагаемый ответ: можно выстроить следующую схему)

Давайте упростим схему. Последняя ее часть содержит элементы одной из важнейших систем органов, какой? (Предполагаемый ответ: кровеносная) И с этой системой функционально связаны (Предполагаемый ответ: все другие системы органов)

Корректировка исходной схемы.

Кровеносная система функционально связана с другими системами органов. Какие это системы? Давайте вспомним их функции.

Работа с таблицей – пособием

Эти системы характерны для рыб и для лягушки. Они выполняют одинаковые функции у рыб и земноводных.

Но, как вы считаете, будет ли одинаково строение этих систем и почему? (Предполагаемый ответ: отличается в связи с наземным образом жизни)

Чтобы разобраться в строении внутренних органов лягушки мы воспользуемся текстом. Прочтите текст и внесите знак «+» в одну из колонок таблицы на ваших раздаточных пособиях, предварительно сравнив строение системы органов у рыб и лягушки. Самостоятельная работа учащихся по раздаточным пособиям.

Раздаточное пособие 1. Строение и деятельность систем внутренних органов

Пищеварительная система состоит из тех же органов, что и у рыб. Широкий рот ведет в обширную ротовую полость. На дне помещается настоящий язык. Он может выбрасываться изо рта и служит для ловли мелких насекомых. Смоченная слюной во рту пища проходит по пищеводу, подвергается действию пищеварительных ферментов в желудке. Далее следует двенадцатиперстная кишка (начальный отдел кишечника). В нее открываются протоки печени, желчного пузыря и поджелудочной железы. В тонком кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. Питательные вещества всасываются стенками кишечника и разносятся кровью по всем органам и тканям организма. В толстом кишечнике накапливаются непереваренные остатки. Через расширение - клоаку непереваренные остатки пищи удаляются наружу.

Раздаточное пособие 2. Дыхательная система

Лягушки дышат легкими и кожей. Легкие – небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. Роль насоса при дыхании выполняет ротовая полость, дно которой то опускается, то поднимается. В легких происходит газообмен: кислород поступает в капилляры и кровью разносится по всем органам и тканям, а из капилляров в легкие выделяется углекислый газ, который сюда доставляется кровью от органов и тканей. Легкие у земноводных примитивны: у них мала поверхность соприкосновения капилляров с воздухом. Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа. Газообмен происходит только через влажную кожу.

Раздаточное пособие 3. Кровеносная система

Сердце - трехкамерное: два предсердия и один желудочек. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие приносится кровь от легких, она богата кислородом. При сокращении предсердий кровь переходит в единственный желудочек, где частично смешивается. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Таким образом, у амфибий два круга кровообращения: малый, проходящий через органы дыхания, и боль- шой, проходящий через остальные органы.

Раздаточное пособие 4. Нервная система

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария. Почти скрыт сверху полушариями промежуточный мозг. Умеренно развит средний мозг, связанный со зрением. Плохо развит мозжечок. Этим объясняются однообразные движения и малоподвижный образ жизни.

(Демонстрация заполненной суммарной таблицы через медиапроектор. Самопроверка.)

Сравнение внутреннего строения рыб и земноводных

Система органов

Признаки лягушки

Сходство с рыбами

Отличие от рыб

Пищеварительная

Пищеварительный канал дифференцирован (разделен на отделы).

+

Имеются слюнные железы и язык.

+

Кишечник удлиняется за счет дополнительного отдела.

+

Дыхательная

При дыхании возможно поступление кислорода в капилляры из воды.

+

Газообмен происходит в легких и коже.

+

Обмен газами происходит между атмосферным воздухом и кровью.

+

Кровеносная

Кровеносная система замкнутая, есть сердце.

+

Строение сердца обеспечивает разделение кровообращения на два круга.

+

Нервная система включает спинной и головной мозг, а также отходящие от них нервы.

+

Передний мозг разделен на два полушария.

+

Плохо развит мозжечок.

+

Мы видим, что строение внутренних органов земноводных изменилось по сравнению с рыбами, отличий больше чем сходства. С чем это может быть связано? (Предполагаемый ответ: переход в наземно-воздушную среду) Вернемся к нашей схеме. На схеме мы видим функциональную зависимость кровеносной системы и др.систем органов. Переход в наземно-воздушную среду способствовал изменению всех систем органов и в первую очередь дыхательной системы, а поэтому изменилась и кровеносная система - у лягушки сердце не похоже на рыбье.

Теперь наших знаний будет достаточно, чтобы смоделировать организм лягушки и понять принцип организации ее сердца в связи с выполняемой в организме работой.

(Построение схемы на доске из отдельных элементов, связывание их друг с другом. Сопровождается рассказом учителя.)

Устройство сердца земноводных позволяет функционально разделить циркуляцию крови по двум капиллярным сетям. Первая капиллярная сеть включает кожу и легкие. В ней происходит насыщение крови кислородом. Вторая капиллярная сеть включает все остальные органы. В ней кровь отдает кислород, превращаясь в венозную. Трехкамерное сердце лягушки помимо насасывающей (нагнетательной) функции, выполняет распределительную функцию. Кровь, идущая от легких (малый круг кровообращения), попадает в левое предсердие. Кровь от мышц, внутренних органов и кожи (большой круг кровообращения) поступает в правое предсердие. Дальнейшее разделение потоков крови в сердце достигается физиологически, за счет работы единственного желудочка. В центре желудочка кровь частично перемешивается. При сокращении желудочка кровь выталкивается в артерии через спиральный клапан. Этот клапан последовательно открывает вход сначала в сосуд, идущий к легким и коже, затем в сосуд, идущий к другим внутренним органам, и, наконец, в сосуд, идущий к головному мозгу. Такая особенность позволяет «сортировать» венозную кровь к органам дыхания, а артериальную – к мозгу.

Т. о. благодаря строению и работе сердца у лягушки существует система целесообразного распределения венозной и артериальной крови между легкими, внутренними органами и мозгом.

Рассмотрим теперь вопрос о двухкамерном сердце. (Учащиеся выполняют самостоятельно.) (Предполагаемый ответ: оно получится, если убрать перегородку между предсердиями. В таком случае венозная и артериальная кровь будет смешиваться уже в предсердии. В легкие будет попадать такая же смешанная кровь, как и в мозг. Внутренние органы будут получать меньше кислорода. Активность животного снизится).

Какой же совет мы можем дать лягушке? (Предполагаемый ответ: лягушке нужно сохранить ее трехкамерное сердце)

Подведем итог урока. Сегодня на уроке мы изучили строение систем внутренних органов земноводных на примере лягушки, сравнили ее организм с организмом рыбы.

Дома я предлагаю вам попробовать смоделировать систему работающих органов лягушки в случае нахождения ее под водой. Подумайте, как нужно изменить построенную схему.

А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Выполните тестовое задание «Волна». Если признак относится к рыбам, то поднимите «волну» над горизонтальной линией, если к земноводным - то под линией.

1. Занимают водную среду обитания.

2. Имеют два круга кровообращения.

3. Тело покрыто влажной кожей.

4. В предсердии собирается венозная кровь.

5. Газообмен происходит в одном органе.

6. Кишечник снабжается смешанной кровью.

Проверка с комментариями.

Домашнее задание

1) Нет ошибок в работе:

Ответьте на вопрос

Передний мозг лягушки развит лучше, чем у рыб, что связано с поведением животного. Используя собственные наблюдения, источники дополнительной информации, докажите данное утверждение, сравнив поведение рыб и земноводных.

2) 1 или 2 ошибки:

Ответьте на вопросы

Может ли лягушка всю жизнь провести в воде, не выходя на сушу?

Что вы можете посоветовать лягушке, пожелавшей иметь жабры рыбы.

3) 3 и более ошибок:

Еще раз перечитайте текст на раздаточных пособиях.

Попробуйте по памяти восстановить прочитанное и заполнить таблицы.

Рассмотрим системы внутренних органов земноводных также на примере лягушки озерной (рис. 98). Пищеварительная система земноводных построена сложнее, чем пищеварительная система рыб. Начинается она полостью рта, на дне

Которой передним концом прикреплен язык. (Подумай, чем способ прикрепления языка лягушки отличается от способа прикрепления языка человека.) Основная функция языка - ловить насекомых, а не проталкивать пищу. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез, продуцирующих слюну, предназначенную для смачивания пищи. (Вспомни, которые другие животные имеют слюнные железы и каково их назначение.) Ротовая полость переходит в пищевод, который открывается в желудок, где начинается переваривание пищи. Двенадцатиперстная кишка лежит под желудком, в нее впадает желчный проток печени и проток поджелудочной железы. Кишечник образует несколько петель, переходит в прямую кишку и заканчивается клоакой. В кишечнике происходит всасывание воды.

Как ни странно, глотать пищу некоторым земноводным помогают... глаза. Возможно, ты наблюдал, как страдальчески закатывает глаза лягушка, когда ест муху. Это отнюдь не признак сочувствия к жертве, а процесс проглатывания пищи.

Выделительная система земноводных подобна выделительной системы рыб. Голая кожа лягушки озерной не препятствует проникновению воды внутрь организма, поэтому в нем постоянно накапливается избыток воды. Эту лишнюю воду выводят большие туловищные почки (подобные имеют и рыбы) . От почек по мочеточниках моча выводится в клоаку.

Земноводные, живущих в пустыне, умеют экономить воду. Именно поэтому в южноамериканской квакиии - филомедузы не образуется моча. Вредные вещества в ней накапливаются в мочевом пузыре в виде твердых кристаллов растворяются, когда животное попадает в воду.

Дыхательная система. Органы дыхания лягушки - легкие - имеют вид разделенных на ячейки мешков. Легкие пронизаны разветвленной сеткой кровеносных сосудов.

Механизм вдоха такой: когда опускается дно ротоглоточной полости, в ней создается разреженное пространство, и воздух поступает через открытые ноздри. Далее ноздри закрываются специальными клапанами, и дно полости поднимается, проталкивая воздух в легкие.

Из-за недостаточного развития легких у земноводных большое значение приобретает кожное дыхание. Количество кислорода, поступающего в организм через кожу, и углекислого газа выделяется так же через кожу, составляет половину общего объема газов, необходимых животному для дыхания.

Прудовая лягушка, которую посадили в воду и таким образом лишили возможности дышать легкими, способна прожить три недели, травяная - месяц. Обычный тритон как-то просидел под водой семь месяцев! Он прекрасно чувствовал и просидел бы еще неизвестно сколько, но ученым надоело наблюдать за ним. Целая семья амфибий - безлегеневи саламандры - обходятся вообще без легких, а дышат только через кожу и с помощью поверхности ротовой полости.

Кровеносная система земноводных приспособлена к легочному типу дыхания. (Вспомни строение сердца окуня.) Это означает, что у лягушки озерной трехкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и желудочка, а два круга кровообращения позволяют частично разделять артериальную и венозную кровь и лучше насыщать ткани тела кислородом. В правое предсердие собирается смешанная кровь: венозная, насыщенная углекислым газом, - от внутренних органов, и артериальная, богатая кислородом - от кожи. В левое предсердие поступает только артериальная кровь, в легких обогащается кислородом. Оба предсердия сокращаются одновременно, и кровь из них попадает в желудочек. В желудочке кровь смешанная. Благодаря наличию сердечного клапана происходит распределение крови: артериальная кровь поступает к головному мозгу, венозная - в легких и кожи, где насыщается кислородом и превращается в артериальную, а смешанная - ко всем органам. Вследствие того, что у земноводных артериальная и венозная кровь смешиваются и насыщение тканей кислородом происходит недостаточно быстро, обмен веществ замедлен. (Вспомни, что такое обмен веществ.) Поэтому температура тела у амфибий, как и у рыб, не отличается от температуры окружающей среды.

Нервная система лягушки озерной сложнее нервную систему рыб. Более развитый передний мозг лягушки разделен на две большие полушария, благодаря которым лягушка является сообразительней существом, чем, например, окунь.

Органы чувств. Осложнения нервной системы непосредственно связано с развитием органов чувств.

Органы зрения лягушки - глаза - хорошо приспособлены к наземным условиям. Она способна видеть движущиеся предметы на значительном расстоянии, а также следить за добычей, не поворачивая головы и туловища.

Органы слуха у лягушки состоят не только из внутреннего (как у рыб) , но и из среднего уха. Наружное отверстие полости среднего уха затянут барабанной перепонкой - специальной эластичной мембраной. В состав среднего уха входит слуховая косточка - стремя, которое передает сигналы от барабанной перепонки к внутреннему уху.

Органы обоняния представлены парными внешними и внутренними ноздрями и достаточно хорошо развиты. С их помощью земноводные ищут дорогу к родной водоемы, преодолевая расстояние более километра.

Орган вкуса - вкусовые бугорки, которые находятся на языке. Можно наблюдать, как лягушка сначала хватает языком несъедобный предмет, а затем избавляется его, выталкивая изо рта передней лапкой.

В отличие от рыб, у земноводных сложнее строение нервной, пищеварительной и кровеносной систем, являются легкие, лучше развиты органы чувств. Однако строение выделительной системы подобна выделительной системы рыб.

Термины и понятия: двенадцатиперстная кишка, желчный проток, поджелудочная железа, прямая кишка, ротоглоточный полость, кожное дыхание, большие полушария, среднее ухо, стремя.

Проверь себя. 1 . Какое строение пищеварительной системы лягушки озерной? 2 . Как дышит лягушка?

3 . Благодаря чему лягушка имеет легочное дыхание, не задыхается под водой?

4 . Чем кровеносная система лягушки отличается от кровеносной системы рыбы, в чем заключается это различие? 5 . Какая кровь поступает к левому предсердию, а какая - к правому? 6 . В чем проявляется совершенство нервной системы и органов чувств земноводных по сравнению с нервной системой и органами чувств рыб?

Как ты считаешь? Почему наличие двух кругов кровообращения и трехкамерного сердца прогрессивной признаком строения животного?

Особенности внутреннего строения земноводных

Костно-мышечная система

Скелет земноводных , как и других позвоночных, состоит из следующих отделов: скелетов головы, туловища, поясов конечностей и свободных конечностей.

У земноводных по сравнению с рыбами значительно меньше костей: многие кости срастаются , в некоторых местах сохраняются хрящи. Скелет легче, чем у рыб, что важно для наземного существования. Широкий плоский череп и верхние челюсти представляют собой единое образование. Очень подвижна нижняя челюсть. Череп подвижно причленяется к позвоночнику.

В позвоночнике земноводных больше отделов, чем у рыб. Он состоит из шейного (1 позвонок), туловищного (7 позвонков), крестцового (1 позвонок) и хвостового отделов . Хвостовой отдел состоит из хвостовой кости, а у хвостатых амфибий - из отдельных позвонков.

Скелет свободных конечностей амфибий в отличие от рыб сложный. Скелет передней конечности составляют плечо, предплечье, запястье, пясть и фаланги пальцев ; задней конечности - бедро, голень, предплюсна, плюсна и фаланги пальцев .

Конечность имеет пять отделов, поэтому ее называют пятипалой. Такая конечность характерна для всех наземных позвоночных животных.

Конечности наземных позвоночных представляют собой кости, соединённые суставами , которые способны перемещаться относительно тела и относительно друг друга.

Опорой передним конечностям служит пояс передних конечностей . Он состоит из парных лопаток , парных ключиц и парных коракоидов (вороньих костей). Ключицы и коракоиды соединяются с грудиной. Плечевой пояс лежит в толще мускулатуры и подобно поясу полукольцом охватывает переднюю часть туловища.

Пояс задних конечностей состоит из тазовых костей (подвздошных, седалищных) и лобковых хрящей , которые срастаются и причленяются к боковым отросткам крестцового позвонка.

Мускулатура у земноводных состоит из мышц, более сложных по строению, чем у рыб. Особенно хорошо развиты мышцы конечностей, которые начинаются на костях поясов и тонкими сухожилиями прикрепляются к костям конечностей. Сокращение этих мышц обеспечивает движение конечностей при плавании, ползании, прыганье. У хвостатых амфибий хорошо развиты мышцы хвоста, служащего основным органом при движении в воде.

Опорно-двигательная система амфибий имеет более сложное строение, чем у рыб. Скелет и мышцы парных конечностей устроены сложнее, чем у рыб, и типичны для наземных позвоночных. Позвоночник имеет большее, чем у рыб, число отделов. Кости легкие, а их число меньше, чем у рыб.

Пищеварительная система и пищеварение

У амфибий пищеварительная система состоит из тех же органов, что и у рыб. Широкий рот ведет в обширную ротовую полость. Снаружи сверху в ротовую полость вдаются крупные глазные яблоки. Двигаясь, они участвуют в глотании пищи. Язык лягушек прирастает передним концом к нижней челюсти.

У взрослых лягушек в глоточном отделе нет жаберных щелей (они появляются только на ранних этапах развития, а затем исчезают). Сравнительно короткий пищевод плавно переходит в желудок. Смоченная слюной во рту пища проходит по пищеводу, подвергается воздействию пищеварительных ферментов в желудке. Кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы. В двенадцатиперстную кишку (первый отдел тонкого кишечника) открываются протоки печени, желчного пузыря и поджелудочной железы. В тонком кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. Питательные вещества всасываются стенками кишечника и разносятся кровью по всем органам и тканям организма. В толстом кишечнике накапливаются непереваренные остатки. Толстая кишка открывается в особое расширение - клоаку . В нее открываются также протоки выделительной и половой систем. Через клоаку непереваренные остатки пищи удаляются наружу.

Дыхательная система и дыхание

У личинок земноводных - головастиков , как и у рыб, функционируют жабры и только один круг кровообращения. Взрослые лягушки дышат легкими , представляющими собой небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. В них обильно разветвляются многочисленные капилляры.

Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости. Когда оно опускается, воздух поступает в ротовую полость. Если ноздри закрываются, дно ротовой полости поднимается и воздух проталкивается в легкие. При выдохе ноздри открыты, и при поднимании дна ротовой полости воздух выходит наружу. В легких происходит газообмен: кислород поступает в капилляры и кровью разносится по всем органам и тканям, а из капилляров в легкие выделяется углекислый газ, который сюда доставляется кровью от органов и тканей.

Легкие у земноводных примитивны: у них мала поверхность соприкосновения капилляров с воздухом. Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа . Через влажную кожу также происходит обмен газами, поэтому так опасно для амфибий высыхание кожи.

Кровеносная система и кровообращение

В связи с развитием легких у земноводных появляется второй - малый , или легочный , круг кровообращения.

Сердце трёхкамерное: два предсердия и один желудочек. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие по легочной вене приносится кровь от легких, богатая кислородом. При сокращении предсердий кровь переходит в желудочек, где частично смешивается. Более насыщенная углекислым газом кровь по легочным артериям направляется в легкие. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Наиболее богатая кислородом кровь поступает к голове.

Таким образом, у амфибий два круга кровообращения: большой и малый, или легочный. Ко всем органам тела поступает смешанная кровь.

Выделительная система

Продолговатые красно-бурые почки располагаются в полости тела по бокам позвоночника. Вредные продукты обмена веществ фильтруются почками и в виде мочи поступают в мочеточники . По стенке клоаки она стекает и наполняет мочевой пузырь . Стенки мочевого пузыря периодически сокращаются, и моча через клоаку выделяется наружу.

Обмен веществ. В связи со слабым развитием легких и движением смешанной крови по организму обмен веществ у земноводных вялый. По интенсивности он мало отличается от обмена веществ у рыб.

Температура тела земноводных непостоянная и зависит от температуры окружающей среды, поэтому их относят к холоднокровным животным .

Нервная система и органы чувств

У земноводных, как и у рыб, нервная система состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического (нервы) отделов. В головном мозге сильнее развит передний мозг , разделенный на два полушария . Они почти скрывают сверху промежуточный мозг. Умеренно развит средний мозг, связанный с органами зрения. Плохо развит мозжечок. Этим объясняются однообразные движения земноводных и их малоподвижный образ жизни. Условные рефлексы у земноводных вырабатываются медленно, для этого требуется много времени.

Органы чувств. Глаза амфибий имеют подвижное верхнее веко и мигательную перепонку (вместо нижнего века). Глаза у амфибий, по сравнению с рыбами, более дальнозоркие. Замечено, что лягушки плохо видят неподвижный предмет, но активно реагируют на движущийся.

Органы слуха представлены внутренним и средним ухом. Среднее ухо - полость, которая одной стороной открывается в ротоглотку (4) , другой подходит к поверхности головы и отделяется от окружающей среды тонкой барабанной перепонкой (1) . Внутри полости среднего уха (3) есть косточка - стремечко (2) , которая соединяет барабанную перепонку и внутреннее ухо (5) . Звуковые колебания вызывают колебания барабанной перепонки. Стремечко передает эти колебания во внутреннее ухо.

Органы обоняния сообщаются с внешней средой с помощью парных ноздрей. Земноводные хорошо ориентируются по запаху.

У личинок присутствуют органы боковой линии.

Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное внутреннее строение. Усложнение касается дыхательной и кровеносной систем в связи с появлением легких и двух кругов кровообращения. Более сложное строение, чем у рыб, имеют нервная система и органы чувств.

Дата: 19.02.2013

Класс:

Учитель: Петухова Ольга Николаевна

Цель:

Задачи:

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: влажные препараты (внутреннее строение лягушки); таблицы и рисунки с изображением земноводных, костных рыб; скелет лягушки; диафильм; видеофильм; живые лягушки (шпорцевые); фонограмма с записью голосов лягушек; книга Дж. Даррела «Три билета до Эдвенчер».

Ход урока:

1. Организационная часть. (2–3 мин.)

Проверка подготовленности учащихся к уроку.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Организация внимания.

2. Проверка домашнего задания

Вопросы для обсуждения .

1. Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?

2. Какие черты наземных позвоночных свойственны лягушке?

3. В чем заключается сходство земноводных и рыб?

(Трое учащихся на оценку у доски записывают классификацию)

3. Актуализация знаний

Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны.

Марк Твен

Рассмотрите отделы тела земноводных, особенности внешнего строения и покровы. Выявите соответствие строения выполняемым функциям. Обратите внимание на ароморфозы, произошедшие со скелетом земноводных в связи с выходом на сушу.

4. Изучение нового материала:

Покровы тела: кожа земноводных голая и всегда покрыта слизью благодаря большому количеству слизистых многоклеточных желез. Она не только выполняет защитную функцию и воспринимает внешнее раздражение, но и участвует в газообмене.

Скелет: в позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. В шейном отделе лишь один позвонок с двумя мыщелками, подвижно сочленяющими его с черепом. У лягушки туловищный отдел ребер не несет, у других они имеются в виде коротких пластин (червяги, тритоны). В крестцовом отделе один позвонок, к нему причленяются кости таза.

Рис. Схема строения хвостатого земноводного (самец саламандры):

1 – лопатка, 2 – первичная почка, 3 – крестцовый позвонок, 4 – подвздошная кость,

5 – ротовая полость, 6 – хоана, 7 – глотка, 8 – прокоракоид, 9 – коракоид, 10 – грудина,

11 – мочевой пузырь, 12 – лобковый хрящ, 13 – седалищная кость, 14 – клоака

В шейном отделе лишь один позвонок с двумя мыщелками, подвижно сочленяющими его с черепом. У лягушки туловищный отдел ребер не несет, у других они имеются в виде коротких пластин (червяги, тритоны). В крестцовом отделе один позвонок, к нему причленяются кости таза.

Хвостовой отдел развит у хвостатых земноводных, у лягушек он имеет лишь одну косточку (уростиль – образование, состоящее из 12 слившихся хвостовых позвонков). Между телами позвонков сохраняются остатки хорды, имеются верхние дуги и остистый отросток.

Череп земноводных состоит из мозговой коробки и челюстей. В нем много хрящевых элементов.

В связи с выходом на сушу и атмосферным дыханием жаберные дуги и нижняя часть подъязычной дуги превратились частично в подъязычный скелет, жаберная крышка редуцировалась.

Пояс передних конечностей состоит из парных лопатки, ключицы и вороньей кости, соединяющей грудину с плечевой костью. Свободная конечность представлена плечевой костью, предплечьем и кистью. Пояс задних конечностей, или тазовый пояс, состоит из парных образований (подвздошных костей) и непарных (лобкового и седалищного хрящей). Свободная конечность имеет бедренную кость, голень и стопу. Строение конечностей амфибий очень напоминает мясистые плавники кистеперых рыб.

В связи с обитанием на суше и разнообразными движениями мускулатура теряет свой сегментарный характер. Хорошо развита мускулатура свободных конечностей.

Внутренние органы лягушки лежат в целомической полости, которая выстлана тонким слоем эпителия и содержит небольшое количество жидкости. Большая часть полости тела занята органами пищеварения.

* Обратите внимание на усложнение строения и функционирования систем органов амфибий. Определите ароморфозы, которые произошли в дыхательной, кровеносной, других системах внутренних органов.

Пищеварительная система. Очень напоминает таковую у рыб. В ротовой полости находится язык, который прикрепляется передним концом. При ловле насекомых и другой добычи животные быстро высовывают язык. На верхней и нижней челюстях лягушки, а также на небных костях имеются зубы (недифференцированные), в чем выражается сходство с рыбами.

Пищеварительный тракт, начинаясь с ротовой полости, переходит в глотку, затем в пищевод и, наконец, в желудок, продолжением которого является кишечник, дифференцируемый на тонкий и толстый отделы, заканчивается клоакой. Большое значение приобретают слюнные железы, участвующие в смачивании пищи, а также поджелудочная железа и печень.

Дыхательная система. У взрослых земноводных органами дыхания служат легкие, в личиночной стадии развиты наружные жабры.

У лягушки газообмен может происходить тремя разными путями: через кожу (кожное дыхание), через эпителий, выстилающий ротовую полость (ротовое дыхание), и через легкие (легочное дыхание).

Кожное дыхание. Кожа лягушки обильно снабжена капиллярами и все время остается влажной – ее покрывает слизь, выделяемая слизистыми железами. Кислород воздуха растворяется в этой слизи и затем диффундирует в кровь.

Кожное дыхание занимает ведущую роль в газообмене у земноводных. Легочное дыхание неэффективно, так как отсутствует грудная клетка и невозможна хорошая вентиляция легких.

Ротовое дыхание. Заметные глазу движения горла у лягушки поддерживают постоянный газообмен между ротовой полостью и атмосферой. Это называется ротовым дыханием. Ротовая полость выстлана влажным, богатым кровеносными сосудами эпителием; именно здесь и происходит газообмен.

Легочное дыхание. Легкие лягушки представляют собой пару полых мешков. Стенки их образуют многочисленные складки; выстилающий легкие эпителий увлажнен слизью и обильно снабжается кровью. От каждого легкого отходит короткая трубка, называемая бронхом. Два бронха соединяются, образуя трахею. Трахея переходит в небольшую полость – гортань, которая через голосовую щель сообщается с ротовой полостью. У лягушки постоянно повторяются хотя и редкие, но сильные глотательные движения, обеспечивающие вентиляцию легких.

Кровеносная система. В отличие от рыб сердце земноводных трехкамерное. В желудочке смешиваются артериальная кровь, поступающая сюда из левого предсердия, и венозная, выходящая из правого предсердия.

В связи с наземным образом жизни у земноводных появляется малый круг кровообращения, начинающийся в правой части желудочка и идущий к легким, а заканчивающийся левым предсердием. Порция крови (смешанная) из центральной части желудочка по дугам аорты течет к органам и тканям, артериальная из левой части желудочка направляется по сонным артериям в голову, и таким образом головной мозг получает чистую артериальную кровь. Венозная кровь, насыщенная СО 2 от передних отделов тела, поступает в передние полые вены, а от задних – в задние полые вены. Впадают они в правое предсердие.

Эндокринная система. У лягушки – это гипофиз, надпочечники, щитовидная, поджелудочная и половые железы.

Тироксин, который продуцирует щитовидная железа, необходим для нормального завершения метаморфоза, а также для поддержания обмена веществ у взрослого животного.

Выделительная система. Продукты диссимиляции выводятся через кожу и легкие, но большая их часть выделяется почками. Почки прилегают к спинной стороне полости лягушки и представляют собой продолговатые тела. От почек по мочеточникам моча выводится в клоаку. Некоторое время моча может накапливаться в мочевом пузыре, который расположен у брюшной поверхности клоаки.

* Разберите с учащимися черты усложнения организации нервной системы земноводных и органов чувств, вызванные выходом на сушу.

Нервная система характеризуется низкой степенью развития, но, наряду с этим, имеет ряд прогрессивных черт. Передний мозг и мозжечок невелики. Значительно крупнее продолговатый мозг. У головного мозга выходит 10 пар нервов. В связи с выходом на сушу органы чувств претерпевают значительные изменения. В ориентации имеют значение органы зрения – глаза. В отличие от рыб, у земноводных имеются веки, вы

пуклая роговица, линзообразный хрусталик. Кроме внутреннего уха, есть среднее ухо, в котором расположена одна слуховая косточка – стремечко. От внешней среды среднее ухо отделено барабанной перепонкой. Органы обоняния представлены наружными ноздрями, ведущими в обонятельные капсулы, которые сообщаются с ротоглоточной полостью. У личинок и у хвостатых амфибий во взрослом состоянии органом чувств служит боковая линия.

* Предложите учащимся найти черты сходства головастика с мальком рыбы. Установите особенности размножения с метаморфозом у земноводных.

Размножение. Амфибии раздельнополы. Половые органы парные, состоят из семенников у самца и яичников у самки. От семенников отходят выносящие протоки, проникающие в передний отдел почки . Здесь они соединяются с мочевыми канальцами и открываются в мочеточник, выполняющий одновременно функцию семяпровода и открывающийся в клоаку. Яйца из яичников выпадают в полость тела, откуда через яйцеводы, открывающиеся в клоаку, выводятся наружу.

Оплодотворение внешнее и, как у всех низших позвоночных, происходит в воде. Известны лишь немногие случаи живорождения.

Развитие у лягушки, как и у других земноводных, происходит с метаморфозом. Личинка имеет хвост, боковую линию, жабры, двухкамерное сердце и один круг кровообращения.

5.Закрепление

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы

Сравнительная характеристика взрослых бесхвостых амфибий
и
их личинок

Признаки

Личинка (головастик)

Взрослое животное

Форма

тела

Рыбообразная, конечностей нет. Хвост с плавательной
перепонкой

Тело укороченное, хвоста нет. Хорошо развиты две
пары конечностей

Кровеносная

система

Один круг кровообращения,
сердце двухкамерное

Два круга кровообращения, сердце трехкамерное

Дыхание

Жаберное (жабры вначале наружные, затем внутренние)

Легочное и кожное

Способ

передвижения

Плавание при помощи хвоста

Прыжки, плавание при помощи задних конечностей

Пища

Водоросли, простейшие
и др. мелкие организмы

Насекомые, моллюски,
черви, мальки рыб

Образ жизни

Водный

Наземный, полуводный

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

У лягушки выпуклые глаза, их прикрывают верхние веки с ресницами. Тело лягушки покрыто слизью, что предохраняет кожу от высыхания. Окраска у лягушек яркая, привлекающая насекомых, которыми они питаются. Ограничивающим фактором в размножении лягушек является вода.

6. Задание на дом:

Пар 37. Доклад: «Происхождение Земноводных» Творческое задание: придумать рассказ, сказку, стихотворение о земноводных.

7. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

Урок окончен. Спасибо всем!

Самоанализ

Дата: 19.02.2013

Класс:

Учитель: Петухова Ольга Николаевна

Тема: Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

Цель: познакомить учащихся со строением и деятельностью внутренних органов земноводных.

Задачи:

    изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде;

    продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, работать с натуральными объектами, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.

    Воспитывать культуру общения в классе, умение слушать.

Тип урока: комбинированный.

Урок проводился в 7А классе, согласно списочного состава, присутствовало 23 человека.

Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям.

Урок начался с проверки домашнего задания, трое учащихся работали у доски. На этапе актуализации знаний, ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.

На протяжении всего урока мною использовались такие методы как, беседа, самостоятельная работа (заполнение таблицы), объяснительно иллюстративный, исследовательский.

На этапе закрепления, было предложено задание найти ошибки в тексте и исправьте. Такие задания очень нравятся учащимся, они с удовольствием выполнили его.

Прослеживается связь материала с жизнью детей, ребята активны, умеют анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Проведенный урок соответствует поставленным задачам.